Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Артист Николай Мартон отметил 60-летие творческой деятельности

К этому юбилею была приурочена премьера его моноспектакля в цикле «Монологи в Царском фойе» – «А. С. Пушкин. Стихи и мысли»

О таком подарке, который получил к 60-летию своей творческой деятельности народный артист России Николай Мартон и его многочисленные поклонники, можно только мечтать. Еще осенью, когда на площади возле ТЮЗа закладывали звезду его имени, он признался «Петербургскому дневнику» в своем давнем желании – сделать спектакль по произведениям Пушкина.

«Уже лет пятьдесят не звучит его слово в нашем театре, а ведь это Александринка! И я попросил Валерия Фокина (художественный руководитель Александринского театра. – «ПД») разрешить мне сделать литературно-драматический вечер, в котором будут и монологи, и поэзия, и музыка. И он мне разрешил», – объяснил артист.

И вот его мечта сбылась – в Царском фойе Александринского театра он представил на суд публики свой моноспектакль «А. С. Пушкин. Стихи и мысли», который поставил режиссер и педагог Юрий Васильев.

В этой постановке Николай Мартон, используя минимальные изобразительные средства (вроде шапочки или парика) преображается то в скупого рыцаря, то в Бориса Годунова, то в Сальери. И все это – прямо на глазах зрителей.

Театральный критик Евгений Соколинский, который стал собеседником артиста в книге его воспоминаний «Мне отчаянно везло!», отметил, что этот спектакль является знаменательным событием в культурной жизни всего города. А еще он интересен тем, что в нем особым образом зашифрован юбилей артиста.

«Вы начинаете спектакль с отрывка из «Скупого рыцаря», где рассказывается про его шесть сундуков. И я себе представил, что в каждом из них по десять лет вашей творческой жизни. И вот вы копите свои роли, свои свершения и подходите к монологу Бориса Годунова, который говорит: «Шестой уж год я царствую спокойно…». И опять эта цифра перекликается с вашим юбилеем», – подметил критик, обращаясь к юбиляру.

Помимо этих монологов, в спектакль также включены стихи Пушкина разных лет и музыкальный дивертисмент. Певцы и музыканты исполняют романсы Рахманинова и Глинки на стихи Пушкина, а также фрагменты из произведений Чайковского, Хачатуряна и других композиторов. Сам юбиляр тоже поет несколько романсов. А заканчивается спектакль неожиданными джазовыми импровизациями в исполнении молодых артистов, под музыку которых артист декламирует стихи поэта «Если жизнь тебя обманет».

Сам народный артист рассказал, что с Александром Сергеевичем Пушкиным связана вся его жизнь. Именно его произведения были первыми, которые он прочитал в своей жизни. И именно с пушкинских «Маленьких трагедий», точнее со «Скупого рыцаря», 60 лет назад началось его творческое содружество с Александринским театром. Всего за годы служения здесь он создал около 100 ролей. И сегодня выходит на сцену в шести спектаклях.

«Моя благодарность родному, великому театру бесконечна. Потому что это вся жизнь, и жизнь счастливая. И, конечно же, низкий поклон Валерию Фокину и всей нашей труппе, которая уже сделана и прекрасно работает, подтверждая высокий статус Александринки», – заявил народный артист России.

«Для меня очень важен Николай Сергеевич Мартон. Вполне символично, что в своем новом, юбилейном спектакле он решил обратиться к драматургии, поэзии Пушкина, ведь его первой работой на Александринской сцене была тоже пушкинская роль – роль Альбера в «Скупом рыцаре». С тех пор прошло шесть десятилетий, это очень большой срок. За эти годы создано множество ролей, и в прежние годы, и в наших новых спектаклях. Многие из них вошли в историю. Но самое главное, что Николай Сергеевич и сегодня не просто востребован, он необходим театру, он один из наших главных, ведущих артистов!» – подытожил народный артист России Валерий Фокин.