Константин Райкин: «Островский – это про каждого из нас»
Считаю, что для каждого человека, тем более творческого, очень правильно иметь дело с Александром Островским. Наверное, не все знают его пьесы. Я сам, когда учился в театральном институте, считал, что он слишком многословен, да и вообще это нафталин. Но так было до того момента, пока я не посмотрел спектакли Петра Фоменко «Волки и овцы» и «Без вины виноватые».
Они просто меня нокаутировали. Я никогда не думал, что это может быть так про меня и так современно. Этот режиссер не изменил в тексте пьесы ни одного слова. Но каждое предложение звучало актуально. И после того как я увидел эти спектакли, у меня начался настоящий запой Островским.
Никто, кроме Островского, не пишет так живо и так остро. Никто так точно не попадает в психологию и характер русского человека, русского общества. В устройство нашей отечественной, да и, пожалуй, общемировой жизни.
Считаю, что Александр Николаевич – самый великий драматург, писавший на русском языке, и самый современный. Это очень действенный и мускулистый драматург. Мышцами я называю не мышцы физические, а мышцы сцены, поскольку в его пьесах постоянно происходит столкновение характеров.
И не суть, как и во что одеты его герои. Есть ли на них косоворотки и скрипучие сапоги, стоят ли на столе самовары.
Искусство и культура развиваются. Но Александр Островский все равно остается Островским, если ты правильно разгадал его суть.
Зритель во все времена хочет видеть спектакль про себя. И Островский, если его правильно поставить, как раз и рассказывает про сегодняшнюю жизнь и про каждого из нас.
А какие замечательные у него пьесы о театре. Он, как никто другой, знает театральные законы. Даже Чехов или Булгаков не владели ими так, как он. Он живет театром, высказывается через театр. В мире всего несколько драматургов такого уровня. Это Шекспир, Мольер и Островский.