Яндекс.Метрика
  • Михаил Калинин

Режиссер Сергей Дебижев: «Хочется верить, что процесс выхода из духовного тупика запущен»

Сегодня показом фильма режиссера Сергея Дебижева «Святой архипелаг» в Петербурге открывается XVI Международный фестиваль христианского кино «Невский благовест». Эта кинолента уже стала легендой в мире российского документального кино и получила семь гран-при на различных фестивалях

Сергей Дебижев – один из наиболее авторитетных документалистов нашей страны. Несмотря на плотный съемочный график, он всегда старается находить время для участия в культурных и просветительских проектах.

– Сергей Геннадьевич, в чем, по вашему мнению, основная проблема нашей культуры сегодня?

– В том, что она не наша. Несколько поколений наших людей подвергались воздействию совершенно чуждой, агрессивной, навязанной извне псевдокультуры. Все это сформировало искаженную картину мира. Внесло серьезную путаницу в наше мировосприятие. Ложные цели и ценности поселились как в головах власть имущих, так и в сознании простых граждан.

Например, сегодняшние модели поведения молодых людей во многом противоречат традиционным смыслам, заложенным в фундаменте русской
цивилизации. Хочется верить, процесс выхода из духовного тупика сегодня запущен. И этому есть кое-какие подтверждения. Например, из наших кинотеатров изгнана вся та чертовщина, которая, казалось, поселилась там навсегда. Я имею в виду всех этих бэтменов, монстров и вампиров. Вопрос только в том, сможем ли мы воссоздать на новом уровне наш собственный кинематограф, яркий и масштабный, как игровой, так и документальный.

– «Святой архипелаг» – фильм документальный. Чем этот жанр отличается от игрового кинематографа?

– Посмотрим на кинематограф как на явление. Игровое кино сегодня – это чисто коммерческое развлечение, и никаких прорывов духа там, к сожалению, не наблюдается. Отсюда вопрос: сколько можно издеваться над человеческой психикой, постоянно показывая человеку весь кошмар этого мира? Эксплуатация зла, похоти, крови, патологические сцены, извращения всех мастей... Все это подтачивает психику людей, отравляет и уродует саму культуру и искусство. По-моему, достаточно, уже через край. Настоящее искусство всегда обращалось не к инстинктам, а к душе человека, к его сердцу, а этим сегодня никто, кроме документалистики в лучших ее проявлениях, не занимается.

В то же время я могу констатировать: документальное кино сегодня
привлекает все больше внимания. Я как раз смотрю по нашему новому фильму «Святой архипелаг», который в этом году взял уже много высоких наград, в том числе главный приз Московского международного кинофестиваля, что, кстати, случилось с русским документальным фильмом на этом фестивале впервые. Так вот, людям в залах не хватает мест, они стоят, сидят на ступеньках, выглядывают из-за колонн. Впрочем, наша картина, можно сказать, капля меда в бочке дегтя.

– А что не так с нашей документалистикой? В чем проблема?

– В том, что она разучилась удерживать внимание зрителя. Часто бывает так: смысл вроде присутствует, но при этом тусклое невыразительное изображение. Не говоря уже о том, что документалистика погрязла в мелкотемье! Такая, знаете, социалка о несчастных семьях, о страдающих людях, о кошечках с собачками. Это все, конечно, важно, но нужны и глубокие, масштабные темы. Это как есть песенки под гитару, а есть симфоническая музыка. Должна быть большая документалистика, способная осмыслить то, в какой точке истории мы находимся, как эта история развивалась и что нас ждет в будущем.

Документальное кино – это мощнейший инструмент, который может отвечать на ключевые вопросы общественной жизни. Жаль, что государство не использует этот ресурс.

Сегодня творцы – и не только, кстати, документалисты – должны услышать ответ на ключевой вопрос: что государство хочет от культуры, как оно видит будущее нашей страны, каким путем пойдет страна, какова конечная цель? Где та картина будущего, которая вдохновит людей на то, чтобы пойти по новому пути? Кто-то над этой картиной работает?

С тем, что традиционные ценности – это важно, мы определились. Это замечательно. Но теперь нужно определиться с тем, какова цель русской цивилизации? Без этого создавать внятные мощные произведения не получится.

– Вы говорите об идеологии?

– Да. Слово затасканное, но другого пока не придумали. Когда само государство поймет, какое будущее оно должно построить, оно начнет поддерживать то искусство и то кино, которые будут это будущее приближать.

– В чем, по вашему мнению, заключается глобальная задача государства сегодня?

– Между государством, религией и искусством всегда существовала синергия. Но эта триада работает лишь тогда, когда традиционная
религия и государство сильны, а высокая культура их цементирует. Как только эти связи начали разрываться, все пошло прахом. В России этот разрыв произошел давно и кроваво, поэтому очевидно, что восстановление соединения этих трех составляющих – судьбоносная задача сегодняшнего дня.