Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Все, что связано с именем Виктора Цоя, актуально всегда»: исследователь группы «Кино» о феномене рок-музыканта

В конце ноября в библиотеке Паустовского прошли тематические лекции на тему «Виниловое наследие группы «Кино», автором которых стал коллекционер, архивариус группы «Кино» Александр Горностаев

«Петербургский дневник» побеседовал с ним и узнал подробнее о его личной коллекции, посвященной знаменитой рок-группе, о тематическом баре-музее, который вскоре может появиться в городе, и не только.

- Александр, расскажите о прошедших лекциях. Как и когда они были задуманы?

- На самом деле, тематические лекции я читаю примерно с 2020 года. Если говорить о лекции на тему винила группы «Кино», которая прошла в двух частях, то первая часть была посвящена раннему периоду – советскому и постсоветскому, а вторая часть – уже непосредственно «новодельному» винилу. Группа «Кино» до сих пор очень популярна, несмотря на гибель Виктора Цоя, поэтому все мероприятия, связанные с ней, как правило, собирают большое количество людей. В этом году вообще было много событий, связанных с этой темой, так как он принес сразу две круглые даты, связанные с самой группой. Во-первых, это 40 лет группе «Кино», потому что впервые она вышла на сцену в 1982 году. Во-вторых, Виктору Цою в этом году исполнилось бы 60 лет. Поэтому сама идея лекций пришла не то чтобы спонтанно.

- Лекции посвящены исключительно теме винила?

- Тематика может быть разной. Например, есть лекция, посвященная Ленинграду Виктора Цоя. Я уже довольно давно вынашиваю идею полного путеводителя по разным локациям города, которые так или иначе связаны с группой. Также есть лекции, непосредственно посвященные творчеству и песням группы. Всего есть 7-8 разных тематик для лекций, которые я читаю. В Telegram-канале «Петербург Александра Горностаева» можно следить не только за анонсами открытых лекций, но и за экскурсиями и другими мероприятиями.

- Насколько мне известно, у вас есть несколько видов тематических экскурсий.

- Да, верно. Есть экскурсия «Центр Петербурга с Виктором Цоем». Мы посещаем и рок-клуб, и кафе «Сайгон», и разные адреса, связанные с ним. Также есть экскурсия «Малая родина Виктора Цоя» по Московскому району, станция метро «Парк Победы». Здесь тоже есть множество локаций, связанных с ним, – места проживания, учебы, выступлений и так далее. Самая востребованная и популярная экскурсия – это «Петроградская сторона Виктора Цоя». Мы заканчиваем ее в котельной «Камчатка». Людям всегда интересно увидеть это место своими глазами, прикоснуться к истории.

- Вы более 20 лет занимаетесь исследованием творчества группы «Кино»…

- Да, все верно. В эту работу входит не только чтение тематических лекций и экскурсии. Также коллекционирую все, что так или иначе связано с этой командой.

- Расскажите о ней. Не становится ли с каждым годом сложнее пополнять свою коллекцию?

- Я бы сказал, что с каждым годом становится не то чтобы сложнее пополнять коллекцию, а скорее дороже. Тема группы «Кино» постоянно популяризируется, она всегда интересна. Поэтому если есть какой-то эксклюзив, связанный с ней, это стоит немалых денег. Например, паспорт Виктора Цоя относительно недавно ушел с аукциона за 9 миллионов рублей. Не так давно его куртка ушла за 7 миллионов. Все, что касается имени Цоя, очень популярно и дорого. Поэтому личных вещей в коллекции, к сожалению, пока нет.

- Какие экспонаты наиболее частые «гости» в вашей коллекции?

- Это винил, который был очень популярен в начале 1990-х, потому что каждый советский и постсоветский человек «потреблял» музыку именно с виниловых проигрывателей. Также это тематические книги, редкие зарубежные газеты, эксклюзивные статьи, которые выходили минимальными тиражами.

- Каким образом удается пополнять коллекцию?

- Если говорить о винилах группы, то все зависит от раритетности. В основном, их можно находить на специализированных сайтах, на которых сидят разного рода коллекционеры. Это не обязательно узконаправленные сайты, связанные с рок-тематикой, но и обобщенные. Кроме того, поскольку я этой темой давно занимаюсь, какие-то вещи люди отдают мне за смешные деньги, что-то просто дарят. Я постоянно в поиске, но и люди меня сами находят. В этом мне также помогла небольшая выставка, которую я организовывал на Невском, 20. Несмотря на то, что на ней удалось уместить буквально 2-3 процента от моей коллекции, люди, которые ее посетили, также узнали обо мне и стали меня находить, общаться на эту тему, предлагать что-то в дар. Так или иначе, если в коллекции появляются одинаковые лоты, это дает возможность обмена, что тоже очень помогает.

- Какие вещи из коллекции вы бы особенно выделили?

- Думаю, французский винил группы «Кино» «Последний герой». Пожалуй, для меня сейчас он самый ценный еще и потому, что Игорь Тихомиров и Юрий Каспарян – музыканты группы «Кино» – оставили мне на нем личные автографы. Плюс корейский винил «Это не любовь» – очень редкий, который вышел в 1991 году. Также есть американский винил «Группа крови», оригинал которого вышел в 1989 году. Это все пластинки, которые стоят довольно больших денег и очень ценны с точки зрения коллекционеров и поклонников творчества группы. Плюс ко всему есть еще несколько дисков, которые выходили в 1995-1996 годах в Южной Корее. Они полностью посвящены группе «Кино» и оформлены на корейском языке. Также много разного рода зарубежной прессы. Это опять же корейские газеты, немецкие журналы. Есть ряд статьей именно «прижизненных» – когда Цой был еще жив и пресса только начинала о нем писать.

- Как-то вы упоминали о том, что есть идея создать бар-музей, посвященный Виктору Цою…

- Да, она есть. На данный момент разработана концепция и я нахожусь в поиске инвесторов. Это, конечно, немного трудно, но постоянный процесс в этом направлении идет.

- Расскажите о концепции.

- Дело в том, что мне бы не хотелось, чтобы моя коллекция просто складировалась, лежала дома. Мне кажется, здорово, если ее смогут увидеть люди, которым небезразлично творчество группы «Кино». Поэтому я вижу бар-музей не просто как заведение, куда можно будет прийти покушать. Здесь будет организовано музейное пространство с аудиогидами, с помощью которых люди смогут знакомиться с коллекцией. Также хотелось бы создать здесь творческое пространство, в котором будут проходить различные мероприятия – концерты, сейшены, лектории, причем не обязательно связанные исключительно с Виктором Цоем, но и вообще с Ленинградским рок-клубом. Мы знаем, что в нем было много интересных личностей, помимо музыкантов группы «Кино», о которых есть что рассказать.

То есть хотелось бы организовать такое подобие «Камчатки», только в современных реалиях, в современной интерпретации. Потому что котельная «Камчатка» – это все-таки больше дань памяти восьмидесятым, там концепция практически не меняется со времен работы самой котельной и все выдержано в определенной стилистике. Я же хочу создать более современное пространство, в котором, помимо всего прочего, смогут выступать молодые, начинающие музыкальные коллективы на совершенно безвозмездной основе. У нас сейчас не так много площадок, где можно это сделать.

- Уже предполагаете, где такое пространство может расположиться территориально?

- Я бы хотел, чтобы это была Петроградская сторона. Потому что это поблизости и к самой «Камчатке», и к центру Петербурга. Здесь много мест, связанных с Виктором.

Окраины города – это, конечно, тоже здорово. Цой жил на проспекте Ветеранов и вообще в южной части города – Московский район, например. Но сам бар-музей я бы все-таки сделал в историческом центре.

- Недавно в «Севкабель Порту» открылась масштабная выставка, посвященная Алексею Балабанову. Как вы думаете, подобный проект, посвященный Виктору Цою, было бы возможно организовать в Петербурге? Может, уже есть идеи?

- Выставка, посвященная Балабанову, как раз-таки создавалась теми же людьми, которые организовывали выставку «Виктор Цой. Путь героя» в Москве, прошедшую с огромным успехом. Мне удалось посетить ее несколько раз. Могу сказать, что это, наверное, лучшее, что было сделано из всего, связанного с Виктором Цоем за последние 30 лет, когда его нет с нами. Насколько я знаю, до сих пор есть намерение привезти эту выставку, правда, с некоторыми изменениями, в Петербург. Надеюсь, что в ближайшем будущем будут решены все организационные вопросы и эта выставка рано или поздно приедет к нам в город. Конечно, немного в «усеченном» виде, потому что некоторые предметы, которые на ней были выставлены, уже продают на аукционах.

- Если говорить о тех мероприятиях, которые проходят в Петербурге сейчас, есть ли что-то в планах на ближайшее будущее?

- Да, 1 декабря на площадке «Невский ART» библиотеки Маяковского состоится большое мероприятие. Это будет презентация редкой видеозаписи концерта Виктора Цоя и Юрия Каспаряна в ДК Связи, который состоялся в 1986 году. Запись чудом сохранилась у бывшего директора дискотеки Дома культуры – Александра Ходорковского. Концерт будет впервые показан с оригинала. Конечно, рано или поздно он будет издан, но уникальная возможность увидеть его уже сейчас появилась у жителей и гостей Петербурга.

- Показ пройдет единожды?

- Думаю, повторный показ будет точно, потому что уже на данный момент, насколько я знаю, в зале полный аншлаг. Поэтому ближе к концу декабря, скорее всего, организуем повторный просмотр. Обязательно сообщим об этом ближе к делу через социальные сети.