Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«В первую очередь – это общение»: организаторы проекта «Социальный театр-школа» – о его задаче

В беседе с директором и актрисой театра «Монплезир» Мариной Лариной «Петербургский дневник» узнал о том, кто стал участником проекта, каких успехов удалось достичь, а также о силе театрального искусства

На сегодняшний день проект подходит к своему завершению. Позади – более двух месяцев работы, включавшей в себя мастер-классы по актерскому мастерству для студентов помогающих профессий: историков, психологов, культурологов, священников, экономистов, проходящих обучение в вузах города. Одним из организаторов проекта выступил городской театр «Монплезир». В беседе с директором и актрисой театра «Монплезир» Мариной Лариной «Петербургский дневник» узнал о том, кто стал участником проекта, каких успехов удалось достичь, а также о силе театрального искусства.

– Марина Игоревна, когда стартовал проект «Социальный театр-школа» и в чем состояла его главная идея?

– Проект стартовал в октябре. Началось с того, что мы объединились с нашими творческими партнерами – это ассоциация содействия духовно-нравственному просвещению «Покров», Центр развития культуры и социального образования и независимый театральный проект «Балагур и К». Мы решили, что будет любопытно для всех сделать такой социальный проект, который будет состоять из двух частей. Первая часть – это мастер-классы, которые мы давали студентам помогающих профессий, то есть это социологам, историкам, культурологам, семинаристам. Мастер-классы в рамках проекта проводились в Санкт-Петербургской духовной академии, а также в самом театре «Монплезир». Мы делились с ними навыками, рассказывали о разных профессиональных психологических приемах, которые мы сами познали во время нашего творческого пути. Вторая часть проекта заключалась в показе спектаклей нашего театра и независимого театрального проекта «Балагур и К». Было показано 8 спектаклей для нашей целевой аудитории – подопечных фондов и общественных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Проект удалось реализовать при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и предоставлении гранта Российского фонда культуры.

– Проект подразумевает исключительно просмотр спектаклей или еще какие-либо форматы взаимодействия со зрителями?

– После спектаклей артисты оставались со зрителями для дальнейшего общения. У нас происходил свободный диалог – обмен мнениями. Также на этих беседах присутствовали ребята-студенты, которые занимаются на наших мастер-классах, и способствовали тому, чтобы этот диалог проходил легко и гармонично, потому что «Социальный театр-школа» в первую очередь подразумевает школу общения. Ребята помогали вести диалог зрителя с артистом. Во время беседы можно было порассуждать об увиденном материале. Стоит отметить, все обсуждения проходили в очень дружеской, я бы даже сказала, семейной атмосфере.

– Расскажите о спектаклях, которые были показаны в ходе проекта.

– Несколько спектаклей было показано по произведениям Александра Сергеевича Пушкина, который всегда находит очень теплый отклик у зрителей. Это постановки театра «Монплезир» – «Мой первый друг» и «Петербургские недотроги». Также мы показали спектакль «Театральный роман. Записки покойника» по Михаилу Булгакову. Независимый театральный проект «Балагур и К» показал спектакль «Маланья – голова баранья» по произведению Николая Лескова. Конечно, это далеко не все спектакли, которые увидели зрители во время проекта.

– Насколько у самих зрителей – участников проекта – формат диалога с актерами после спектакля нашел отклик?

– Мы постарались сделать так, что сам диалог каждый раз становился своеобразным продолжением спектакля. Ребята могли задавать любые вопросы, что способствовало развитию их коммуникативных навыков. Порой в театре может возникать ощущение некой стены между артистами и зрителями, когда после спектакля актеры сразу уходят со сцены и взаимодействие на этом прекращается. Мы же подумали о том, что после спектаклей у зрителей, наоборот, может возникнуть множество вопросов по самой постановке. Поэтому очень здорово, что такой формат позволил не только удовлетворить эти интересы, но развить коммуникативные навыки, преодолев, возможно, какие-то внутренние барьеры. Однако нам важно было, чтобы это преодоление проходило легко, свободно и объединяло людей.

– Можно ли уже сделать выводы о том, какой опыт подарил это проект всем его участникам?

– Я считаю, что это очень удачный опыт, который важен не только для наших благополучателей, целевой аудитории, но и для самого театра, для его артистов. Для нас это очень любопытный опыт, когда после спектакля вместо того, чтобы уйти со сцены и снять грим, ты остаешься и общаешься с людьми, которые только что видели твой спектакль. И сделать это не для того, чтобы получить обратную связь, а чтобы и самому произвести некую внутреннюю перенастройку на то, чтобы составить со зрителями честный, искренний диалог. 

Кроме того, сам опыт работы на мастер-классах тоже был очень интересен, потому что мы взаимодействовали со студентами – непрофессиональными актерами и далеко не всеми приемами актерского мастерства мы могли с ними поделиться. Надеюсь, что каким-то основам коммуникации и построения межличностных отношений мы все-таки смогли их обучить.

– Есть ли планы продлить проект?

– Да, мы планируем продолжить этот проект. По ходу мастер-классов у нас даже возникла инициативная группа из студентов, которые хотят эту историю продолжать. Возможно, даже при поддержке Комитета по образованию. В любом случае – мы будем продолжать это дело, потому что это интересно не только студентам и нашим благополучателям, но и самим театрам.

Закрыть