Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

В Петербурге вспоминают Всеволода Боброва – гения прорыва в футболе

В хоккее он стал чемпионом Олимпийских игр, мира и Европы, но его футбольные подвиги в памяти болельщиков не уступают хоккейным
Фото: Ксения Ахмерова/ «Петербургский дневник»

Путь Всеволода Боброва в футболе получился коротким, но ярким. Он вошел в историю в первую очередь как бомбардир, форвард, умеющий лучше всех реализовывать голевые моменты.

Всеволод Бобров не выиграл в футболе международных титулов, но это не его вина, а беда нашей сборной, слишком поздно вышедшей на мировую арену. В хоккее он стал чемпионом Олимпийских игр, мира и Европы, но его футбольные подвиги в памяти болельщиков не уступают хоккейным.

Ошеломительный дебют

Чемпионат СССР 1945 года по футболу стартовал 13 мая, и его начало было одним из сигналов, что в многострадальной стране началась мирная жизнь. Болельщики заполняли до отказа трибуны стадионов, горя желанием увидеть своих любимцев. Среди мастеров футбола было много тех, кто прославился еще до войны. Но первый послевоенный сезон открыл и новые имена.

Всеволод Бобров дебютировал за ЦДКА, как тогда называлась главная армейская команда, позднее известная как ЦСКА, в матче с московским «Локомотивом», выйдя на замену. Новичок забил дважды, хотя молва позднее ему приписывала хет-трик. Начав забивать, 22-летний нападающий быстро поставил голы на поток и стал лучшим бомбардиром чемпионата с 24 мячами. Армейцы заняли в чемпионате второе место, отстав на одно очко от столичного «Динамо», но выиграли Кубок СССР, первый трофей в своей истории.

Покоритель Британии

Осенью 1945 года московское «Динамо» отправилось на родину футбола. Чемпионы по традиции, сохранявшейся еще много лет, усилили состав группой игроков из других клубов, включая Всеволода Боброва. Турне получилось триумфальным – две победы с валлийским «Кардифф Сити» (10:1) и лондонским «Арсеналом» (4:3) и две ничьи с лондонским «Челси» (3:3) и шотландским «Глазго Рейнджерс» (2:2), при общей разности мячей 19:9.

Армейский форвард, сыграв во всех четырех встречах, забил шесть мячей – гол в ворота «Челси», два «канонирам» и хет-трик в Кардиффе.
Британская публика была шокирована высококлассной игрой русских футболистов, а Бобров и вратарь Алексей Хомич стали главными героями турне.

Солист армейского ансамбля

Лучшие годы Всеволод Бобров провел в ЦДКА, – великой «команде лейтенантов», как ее прозвали болельщики. В коллективе, которым руководил выдающийся тренер Борис Аркадьев, сложилась уникальная пятерка нападающих. Именно пятерка, в послевоенные годы в футболе – тактическая схема «Дубль вэ» с тремя защитниками, двумя полузащитниками и квинтетом форвардов.

Уникальность армейского нападения была в том, что каждый из пятерых смог забить больше сотни мячей в официальных матчах. Первым заветный рубеж покорился Григорию Федотову, именем которого был назван символический «Клуб бомбардиров» советского футбола. Отличались результативностью и инсайд Валентин Николаев, и крайние нападающие – Алексей Гринин и Владимир Демин.

Бобров даже в такой компании выделялся умением разрывать оборону любого соперника. Его результативность была феноменальной даже в те времена. Как подсчитал основатель отечественной футбольной статистики Константин Есенин, сын великого поэта и актрисы Зинаиды Райх, в среднем Всеволод Бобров забивал 0,84 мяча за матч. А если взять отрезок карьеры в ЦДКА, то он забивал больше гола за игру – 80 мячей в 79 матчах.

«Золотая нога»

Армейцы выиграли три чемпионата СССР подряд (1946-1948), в каждом сезоне они конкурировали с московским «Динамо». В 1947 году к финишу соперники пришли с одинаковым количеством очков, но «лейтенантам», чтобы обойти бело-голубых, надо было побеждать в последнем туре «по заказу» 5:0 или с более крупным счетом. По регламенту, чемпионом при равенстве очков становилась команда, у которой было лучше соотношение мячей. Не разность, а соотношение: то есть количество забитых делили на количество пропущенных. Соперником ЦДКА в заключительном матче был сталинградский «Трактор» – крепкая боевитая команда. Армейцы сделали почти невозможное – забили пять безответных мячей и опередили «Динамо», один из голов – на счету Боброва.

В следующем чемпионате две сильнейшие команды страны сошлись на финише. Динамовцев устраивала ничья, ЦДКА была необходима победа. Армейцы за несколько минут до финального свистка выигрывали 2:1, но произошел несчастный случай – защитник Иван Кочетков срезал мяч в свои ворота. Армейцы успевают провести финальный штурм, и Бобров добивает в ворота Алексея Хомича мяч, отскочивший от штанги. Золотой (с 1947 года в СССР стали вручать медали за призовые места в чемпионатах) гол, а популярный комментатор Вадим Синявский закричал в эфир: «Золотая нога Боброва!» Мальчишки во дворах приняли эти слова за чистую монету, пересказывали друг другу, что Бобру врачи поставили коленную чашечку из чистого золота.

Не реализовался полностью

Выступая за ЦДКА, Бобров стал лучшим бомбардиром чемпионата-1947 и в 1948 году, сыграв в 21 матче, забил 23 мяча. А ведь после тяжелой травмы колена, полученной в 1946 году, форвард уже не мог играть в полную силу. Защитники соперников почти в каждой игре устраивали охоту на звездного нападающего, жестоко били его по ногам. Форвард перенес несколько операций, спортивная медицина в те годы была развита слабо, и он все реже выходил на поле. Он мог почти весь матч буквально простоять, ничем не напоминая о себе, чем вызывал свист недовольных болельщиков, но мог всего на несколько секунд включиться в игру, ускользнуть от защитников и вонзить мяч в сетку.

Лебединая песня

Историки спорта считают, что Бобров совершил ошибку, поддавшись на уговоры своего друга Василия Сталина и перейдя из ЦДКА в ВВС. Хотя сын вождя много сил потратил на создание сильной футбольной команды, из звездных игроков согласился выступать за нее только Бобров. В ВВС он был уже тенью самого себя, все больше сил отдавая хоккею.

Однако в 1952 году, когда наконец решились создать сборную и выступить на летней Олимпиаде, без Боброва не могли обойтись. Команда, готовясь к дебюту на Играх, провела серию товарищеских матчей с очень сильными соперниками. Одним из соперников стала блистательная сборная Венгрии, будущий олимпийский чемпион и финалист чемпионата мира 1954 года. В матче с ней Бобров забил один из самых своих эффектных голов, ставших легендой.

Легендой стал гол Боброва в ворота мадьярского вратаря Дьюлы Грошича. Дважды в той игре Бобров выходил с ним один на один. Первую дуэль выиграл голкипер, разгадавший финт форварда. Когда Бобров вновь прорвался к воротам, то Грошич не поверил, что советский футболист решится повторить тот же самый ход, и второй поединок остался за Бобровым, уложившим соперника на землю и издевательски неторопливо, почти шагом, вошедшего с мячом в ворота.

Легендой стал и матч на Олимпиаде со сборной Югославии (из-за политического конфликта между странами проигрывать сборная СССР не имела права). Наши футболисты, проигрывая 1:5, сумели уйти от поражения благодаря хет-трику своего капитана.

В 1953-м, после смерти «отца народов», его сына Василия Сталина, командовавшего авиацией Московского военного округа, судили, обвинив в многочисленных злоупотреблениях, а спортклуб ВВС закрыли. Бобров сыграл еще несколько матчей за «Спартак», забив на прощание два «фирменных» гола киевскому «Динамо», и закончил карьеру футболиста. Впереди у него была хоккейная эпопея.

Закрыть