Макет храма в честь 80-летия снятия блокады Ленинграда показали в музее Академии художеств
В экспозиции представлены как проекты новых православных храмов для Петербурга (в том числе уже возведенных или к строительству которых собираются приступить в ближайшее время), так и эскизы росписей для церквей, подлежащих реставрации.
ТОНКАЯ ГРАНЬ
Всего же на выставке можно увидеть более 30 работ, и, по сути, это первая попытка оценить современное храмовое зодчество в Петербурге. И у посетителей есть возможность впервые, так сказать, комплексно представить, как будет выглядеть с архитектурной точки зрения «духовная линия» города в самом ближайшем будущем.
«Открытие этой выставки очень важно для всех, кто живет в нашем городе, – подчеркнул вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Михаил Мамошин, – потому что практически все главные исторические архитектурные произведения здесь – это храмы. И очень хорошо, что новый этап городского храмоздания находится в активной стадии развития. Тем более что нам удалось сохранить свою петербургскую архитектурную школу».
Это хорошо видно по представленным проектам. Будь то строящийся храм Сошествия Святого Духа на Апостолов на Долгоозерной улице (автор Максим Атаянц), имеющий привычную стилистику, или новаторская часовня в форме паруса, которую предлагает возвести в поселке Солнечное архитектор Дмитрий Борунов.
«Архитектура не должна стоять на месте, копируя то, что было сделано раньше, – отметил председатель комиссии по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской епархии архимандрит Александр (Федоров). – Но и двигаться вперед, отпав от традиций, тоже никуда не годится. Главная задача – найти баланс. Далеко не все наши современные архитекторы видят эту грань. Но тем мастерам, чьи работы представлены на выставке, удалось найти нерв».
Особенно это относится к проектам, связанным с реставрацией. К примеру, в экспозиции представлены эскизы росписей и фресок для храма Иконы Божией Матери «Милующая» на Васильевском острове, в котором в советское время располагалось оборудование для тренировок водолазов. По мнению создателей выставки, эти эскизы ценны еще и тем, что их автору – художнику-монументалисту Арсению Фоминых – приходится выступать в роли историка, восполняя несохранившиеся элементы внутреннего убранства.
СИМВОЛ ТРАГЕДИИ
Среди проектов представлен и эскиз храма Святой равноапостольной Нины (архитектора Александра Горшкова, являющегося куратором выставки), возведение которого, в свою очередь, «курирует» председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Максим Мейксин.
«Этот храм посвящен 80-летию снятия блокады, и я очень надеюсь, что в канун знаковой для города даты на месте строительства уже будет установлен закладной камень, – отметил он. – А сейчас идет работа с Комитетом по градостроительству и архитектуре по согласованию эскизного проекта, который, признаюсь, мне очень нравится».
Если не будет никаких неожиданностей, то уже весной на выделенном участке начнется перенос городских магистралей. Храм планируют возвести на углу Бухарестской улицы и Козловского переулка. Почему именно там? По двум причинам. Во-первых, недалеко от этого места есть блокадные захоронения. А во-вторых, как отметил Максим Мейксин, в данном районе вообще очень мало храмов.
«Кроме того, рядом находятся еще и учебные заведения, для студентов которых этот храм будет символом памяти о трагическом прошлом нашего города», – подчеркнул он.
ХОРОШИЙ ВКУС
Выставка «Храмоздание. Архитектурная графика, макеты» примечательна еще и тем, что все представленные на ней работы являются еще и полноценными художественными работами. И это в полной мере относится даже к макетам, выполненным из бумаги, картона и дерева.
«Сейчас ведь современные архитекторы привыкли пользоваться так называемыми электронными помощниками, – отмечает Александр Горшков. – Да, это удобно. Но все эти графические редакторы исподволь формируют у архитекторов определенные стандарты и рамки, за которые им уже трудно потом выйти. Здесь же – живое творчество. От работ глаз не оторвать. Например, от тех же эскизов фресок».
Это же в полной мере относится и к представленным макетам храмов, выполненным из картона и дерева. Не случайно и то, что сама экспозиция развернута именно в Академии художеств, где в свое время преподавали такие выдающиеся архитекторы, как, например, Андрей Воронихин, Константин Тон, Алексей Горностаев и Владимир Покровский. Да и саму академию с момента ее основания не зря именовали храмом искусств. Тем более что в ее музее (который, кстати, может посетить любой желающий) хранится около 10 тысяч архитектурных рисунков и чертежей.