Яндекс.Метрика
  • Оливия Ланкастер

«Бунин пристально изучает отношения между мужчиной и женщиной»: режиссер Михаил Лебедев – о постановке «Легкое дыхание»

Сегодня на Малой сцене Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева состоится премьера спектакля «Легкое дыхание» по мотивам творчества Ивана Бунина. Его поставил молодой, но уже известный режиссер Михаил Лебедев

– Михаил, чем вам близко творчество Бунина и почему именно его произведения вы выбрали для постановки в ТЮЗе?

– Бунин мне невероятно симпатичен как автор. Я ценю его виртуозное владение русским языком, образность, способность просто рассказывать о сложных вещах. Он делает это настолько искусно, что каждое его слово падает прямо в сердце. Бунин действует как художник, который берет в руки бездушную кисть и с помощью своего таланта, красок, игры света и тени рисует перед глазами читателя потрясающее яркое полотно, увидев которое ни один человек не остается равнодушным.

Писателей такого уровня в мире не так много. Считаю, нам сильно повезло, что он наш соотечественник и мы имеем возможность читать его в подлиннике.

 Что значит «просто говорит о сложных вещах»?

– Если откинуть весь романтизм Бунина, у него обычные бытовые сюжеты, которые, несмотря на их кажущуюся простоту, заставляют серьезно задуматься. Писатель пристально изучает отношения между мужчиной и женщиной, являющиеся основой нашего бытия, пытается объяснить их суть, вывести вечную формулу любви.

Так, в рассказе «Кавказ», где неверная жена уезжает на море с любовником, на первый взгляд все кажется совершенно очевидным – виновата женщина, позволившая себе измену. Однако, если внимательно вчитаться в бунинские строки, становится понятно, что все не так однозначно. В объятия другого мужчины главную героиню толкнули жестокость, подозрительность и самолюбивый характер ее мужа, что на первый взгляд было не так очевидно.

– Кроме рассказа «Кавказ» в основу вашего спектакля легли еще два – «Степа» и «Легкое дыхание». Почему вы выбрали именно их?

– Главное, что привлекло меня в этих произведениях, – загадочная женская душа, ее нежность, наполненность яркими эмоциями, несвойственными мужчинам.

Так, в рассказе «Степа» поначалу создается впечатление, что главный герой – это молодой купец Красильщиков. Однако, погружаясь в материал, начинаешь понимать, что в центре повествования – внутренний мир влюбленной в него девочки, ее юношеские романтические чувства, которые позволили мужчине хладнокровно ею воспользоваться. Что-то похожее есть и в сюжете «Легкого дыхания», где юная гимназистка становится жертвой взрослого обольстителя.

Две эти трагические истории подтолкнули меня к размышлениям о женской жертвенности и хрупкости, о том, насколько легко уничтожить эти тонкие божественные материи, и о необходимости бережного отношения к ним.

– Как распределяли роли?

– Этим летом в труппу ТЮЗа приняли сразу несколько молодых актеров. Мне они были очень интересны, потому что я намеренно хотел задействовать в постановке юных артистов, еще не обремененных грузом жизненного опыта. Мне казалось, они должны быть очень искренними и открытыми к разговору на такие трепетные темы. И я не разочаровался – Екатерина Бездель, Юлия Корж и Никита Худяков оказались очень гармоничны в своих ролях, они составили прекрасный актерский ансамбль с уже признанными звездами ТЮЗа – Анной Дюковой и Дмитрием Ткаченко.

– В рассказах Бунина герои почти не разговаривают между собой. Как вам удалось перенести эти произведения на сцену?

– Мы специально решили не переписывать авторский текст, не стали придумывать диалоги героям. Оригинальный материал распределен между артистами, поэтому они одновременно выступают в роли авторов. При этом мы сознательно стараемся уйти от литературного театра, где ведется неспешное повествование, и ищем другие средства выражения. О том, насколько это у нас получается, будут судить зрители.

– Кто работает над оформлением спектакля? Как будет решена сценография? В каком стиле костюмы?

– Я доверил оформление спектакля молодому художнику, сценографу, дизайнеру Наталье Черновой, с которой мы давно работаем в творческом тандеме. Мы с ней любители минимализма, открытого пространства.

Поэтому основным лейтмотивом сценографии станет окно во всю стену. Оно символизирует связь между прошлым и настоящим, так же, как и темы, поднятые Буниным, – во все времена люди любят и страдают, изменить это невозможно.

Сценическое пространство будет красиво подсвечено художником по свету Евгением Козиным, а еще – наполнено вентиляторами! Они помогут создать атмосферу легкости и воздушности.

Кроме того, у нас очень красивые костюмы – современные, но стилизованные под бунинскую эпоху.