Яндекс.Метрика
  • Мария Наранович

«Умение не важно, важен интерес»: петербургский художник – о своем пути и ремесле

Уважая традиционную живописную технику, Юрий Штапаков не отрицает современные технологии в изобразительном искусстве
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

«Занимаюсь, чем хочется, да еще и получаю за это деньги»

Юрий Штапаков родился в простой рабочей семье, и ничто не предвещало, что он станет художником. Не было к тому никаких предпосылок. Пожалуй, кроме одного случая.

«Второй класс школы – далекие шестидесятые годы. У нас был урок рисования. Я какую-то открыточку перерисовал через копирку и раскрасил. Принес на урок, и учительница похвалила: «Ой как хорошо!» И родителям сказала, что у меня талант, – вспоминает мастер. – Сейчас-то я вижу, что никакой это был не талант, это была простая рабочая школа».

В жизни начинающего художника были учебные заведения, которые направляли его по творческому пути: художественная школа и архитектурный техникум.

«Вроде бы я художник, потому что занимаюсь созданием каких-то визуальных штуковин. Но у меня будто бы сохранился некий комплекс, что я и не художник вовсе, потому что высшее художественное образование не получил. Отчасти это переросло в некую стратегию лузера, которая мне очень нравится, потому что она позволяет не быть внутри какого-то сообщества, что ли. Я – петербургский фрик, который занимается тем, чем хочется. Немногие люди обладают возможностью заниматься тем, чем хочется. А когда тебе за это еще и деньги платят, то вообще прекрасно», – говорит Юрий.

Соответствуя выбранному образу, он и об искусстве рассуждает в том же ключе: «На мой взгляд, искусство – это такая горячая история, где умение не важно, важен интерес. Потому что умение – это ремесло, а вот интерес… Искусство – это вообще некая сумма чего-то, духовных эманаций или произведений. Это некое магнитное поле, в котором что-то может происходить».

Шаг к чему-то новому и лучшему

Своей работой Юрий Штапаков увлечен, а вот выставки других художников посещает нечасто. За исключением мероприятий, которые могут его удивить.

«Когда меня приглашают мои друзья, которых я люблю и понимаю, я, конечно, с удовольствием иду. Да, есть какое-то сообщество художников, которые мне интересны. Именно странные художники, скажем. Они работают непредсказуемо. Я не знаю, что будет на выставке, и это мне интересно – некий сюрприз. А по обычным выставкам не болтаюсь. Для меня там просто картинки. Если имена мне ничего не говорят, я лучше посижу в мастерской, поработаю или книжку почитаю», – признается художник.

Он и студентам своим всегда говорит: «Только об одном вас прошу: не старайтесь кому-то понравиться, даже мне. Я другой человек, многого не знаю и буду страшно рад, если вы сделаете то, что будет очень странным и просто удивит меня».

Уважая традиционную живописную технику, Юрий Штапаков не отрицает современные технологии в изобразительном искусстве. Наоборот, видит в этом некий шаг к чему-то новому и, возможно, лучшему.

«К цифровизации я отношусь нормально, сам иногда использую компьютер, – рассказывает он. – Раньше использовали фотографию, сейчас – изображения на телефоне. А что касается произведений искусства, которые уже сделаны и распечатаны, – фотографии тоже распечатаны, и нормально. Конечно, холст с маслом никто не убьет, но, чем больше будет возможностей что-то сделать в другом медиа, это только лучше. Вполне возможно, что цифровое искусство будет куда-то двигаться, совмещаться с традиционным искусством и в результате родится что-то новое».

Выпуск спецпроекта «Петербургский дневник на транспорте» «Живое ремесло. XXI век» выходит сегодня и посвящён изобразительному искусству.

Закрыть