Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Марина Соломонова: «Библиотека – это экопривычка против культуры потребительского поведения»

Заместитель директора Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина рассказала, как меняются детские пространства для чтения и почему набирают популярность книги с картинками
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Современная библиотека – про книги и про людей. Про людей в первую очередь. Комфортные общественные пространства, ориентирующиеся на именно на человека, жителя конкретного города, и его меняющиеся потребности. Это уголок для отдыха и общения с единомышленниками. В интервью «Петербургскому дневнику» заместитель директора Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина, эксперт открытого лектория «Культура 2.0» Санкт-Петербургского международного культурного форума Марина Соломонова рассказала, для чего нужна реновация культурным учреждениям, как меняется современная детская литература и что делать с не читающим ребенком.

– Современная детская библиотека – это не только площадка для детей и их родителей, но и место для дискуссий и обмена знаниями. Как меняются учреждения культуры?

– Любое пространство для детей превратилось в место, условно, насилия над ними, потому что жизнь детей жестко регламентирована. Даже в библиотеки они приходят организованными группами или с родителями. Досуг детей заполняют всевозможными планами развития, чтобы они, не дай бог, не болтались по улицам. В итоге времени для чтения почти не остается. Мы сейчас пытаемся понять, как организовать пространство, чтобы в библиотеках было комфортно и детям, и взрослым, но с приоритетом на добровольное, свободное посещение – а это, конечно же, решают родители.

Совсем недавно многим не нравились молодые мамы с младенцами, которые неожиданно начали вести активный образ жизни. Помните, сколько споров вызывали дети в музеях? Вдруг оказалось, что русские культурные институты не готовы к этой аудитории. Мы хотим сделать максимально дружелюбным пространство для дошкольников и детей младшего школьного возраста и их родителей, собирать книги именно для них.

Около года городская детская библиотека имени Пушкина работает с командой Общества юных архитекторов над проектом реновации здания на Большой Морской улице, 33. Пространство будет актуализировано таким образом, чтобы мотивировать детей на познание и вдохновение.

– Чем обновленное пространство будет отличаться от всех остальных городских детских библиотек?

– Нам разрешили сделать довольно глобальную реновацию, потому что сегодня там не хватает места для реализации проектов, размещения книг и даже для работы сотрудников. Сразу бросается в глаза, что внутри здания очень темно. Кроме того, хочется, чтобы на входе ребята могли легко и беспрепятственно воспользоваться гардеробом: сейчас молодые мамы приходят с колясками, а дети – с самокатами. Не хватает «парковочных мест».

На первом этаже мы запланировали расширить входную группу и гардероб. Также изучается вопрос размещения в здании кафе. Но у нас есть серьезные опасения на этот счет: опыт коллег говорит о том, что кафе уничтожают культурные пространства. На втором этаже разместятся площадки для чтения, в том числе кабинеты для сотрудников, работающих непосредственно с посетителями. Третий уровень – событийно-массовый. В итоге мы собираемся увеличить площадь для чтения почти в три раза, не ущемив при этом сотрудников и оставив пространства для книг.

– Как инновации выглядят в такой, на первый взгляд, консервативной сфере, как библиотеки?

– Библиотека по-прежнему предоставляет социальную услугу: записавшись, любой человек может взять книгу домой на месяц. Не обязательно покупать и заполнять и без того маленькие пространства квартиры книжными шкафами. Библиотека занимается сегодня экопродвижением, то есть учит людей ответственному потреблению товаров. И уж если человек действительно готов перечитывать книгу всю жизнь, он примет осознанное решение приобрести ее.

Для наших маленьких посетителей у нас есть постоянный квест по зданию. Сейчас мы сделали интерактив по мотивам произведений Астрид Линдгрен. В нашей библиотеке мы развиваем такую современную форму искусства, как «зины» – это малотиражный журнал, своеобразный «самиздат», который может быть как самодельным, так и отпечатанным в типографии. В проектах участвуют дети, которые создают авторские работы на определенную тематику. Потом каждый ребенок получает на память такой журнал.

В библиотеке хранятся книги на 42 языках – это и Детская библиотека иностранной литературы, наш третий филиал, которая получила недавно имя петербургского переводчика и поэта Михаила Яснова, и уникальная коллекция IBBY, Международного совета по детской книге. И всем нашим коллекциям мы тоже делаем познавательные экскурсии, мастер-классы, читки. Понятно, что детские библиотеки в городе есть сильные, есть опыт Москвы и России, но мы ищем свой путь, свой стиль.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Считается, что гаджеты вытесняют книгу, потому что они интереснее. Как меняются детские книги по форме и содержанию?

– Современным родителям в свое время не очень повезло, потому что в 1990-е годы в стране просто не было детской литературы, издатели старались издать все, что раньше не получалось, например, Ремарка или Стругацких. В результате сформировалось представление, что литература – это текст, но никак не иллюстрация. За это время книга серьезно эволюционировала, появился Интернет, на первый план вышло визуальное искусство – нынешняя культура вообще стремится к визуальности, передаче смысла через изображение, знаки, мемы. К этому подталкивает в том числе массовая миграция, ведь понять другого человека через искусство проще. В англоязычном мире, где создается 1/6 всей литературы, огромное число мигрантов и визуальный язык начинает использоваться чаще.

Мы видим, как под каждого ребенка, его потребности и задачи создается своя книга. И в этом есть много плюсов. Раньше чтение с первого класса выглядело как марафон – во что бы то ни стало довести ребенка до «Войны и мира». Сейчас он не выпадет из информационного поля, не будет считаться «некультурным», даже если не осилит этот роман.

Кроме того, мы наблюдаем бум на «тихие книги» – то есть без слов, но это не комиксы и не книжки-картинки. Главное, что характеризует такое произведение, – чтение истории через образы. В качестве примера – книга Татьяны Уховой «Кузнечик». Она вошла в престижный каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков» по версии московской городской детской библиотеки имени Гайдара. Такие книги учат анализировать, размышлять, задавать вопросы, сочувствовать. Они погружают в мир фантазии и истории. Не менее важно и то, что дети свой досуг проводят вместе с родителями.

Одним из трендов на рынке детской литературы в последние годы стали виммельбухи – издания, в которых нет или почти нет текста, зато очень много картинок. Как правило, виммельбухи очень большие, это нужно для того, чтобы поместить туда больше картинок. Малышей интересуют сами картинки, а для читателей постарше художники обычно прячут различные пасхалки. Все эти книги направлены на объединение семьи, на совместное времяпрепровождение.

Скажу больше: есть огромное количество книг про соцсети и Интернет. Мы даже взяли в разработку шоу-кейс «Мисс Никто», который знакомит нашу аудиторию с концепцией проекта об экоповедении школьников в социальных сетях в книгах и реальности. Название проекта отсылает к книге британской писательницы Тэмсин Уинтер, которая рассказывает, как ощущает себя ребенок в Интернете, – анонимным, невидимым, ненаказуемым.

Мы собираем все книги для детей и подростков, в которых интернет-общение формирует сюжет, и обсуждаем их со своей аудиторией школьного возраста. Обычно подростки оказываются не готовы к тому, что есть книги о кибертравле или о героях-блогерах, настолько устоялась негативная парадигма «телефон vs книга». Примечательно, что у большинства детей в возрасте 9-10 лет, с которыми мы общаемся, уже есть собственные аккаунты, а некоторые активно ведут свои блоги.

– Современная школа учит читать, анализировать тексты, сопереживать. Но далеко не все дети активно читают. Почему?

– Большая проблема школьной программы в том, что там нет детской литературы. В список для чтения попадают взрослые тексты, которые были выбраны, потому что они могут быть поняты детьми и могут научить их нравственным парадигмам. Дети по-прежнему любят сказки в стихах, короткую поэзию, пользуются популярностью рассказы о жизни детей «дома и в школе». Дети любят такие произведения, где героям дается шанс что-то исправить, где есть будущее. Некоторые взрослые тексты не дают такого выбора.

– Почему нет новых Барто и Чуковского, куда пропали Маршаки и Михалковы?

– Они, конечно же, есть. Питерские дети активно участвуют в конкурсе от Союза писателей России «Разукрасим мир стихами», где дети читают стихи современных петербургских поэтов. Меня удивляет, когда родители в поиске репетитора или новой школы разбирают по кусочкам всех учителей на профильных сайтах, а достойного писателя вдруг найти не могут. Сейчас своеобразным навигатором стали издательские дома, существующие как экосистемы, они сопровождают своего читателя «от и до». Можно ориентироваться на издательства, можно выбрать понравившихся авторов и следить за ними, они обычно идут тоже «в комплекте», в компании. Так, например, многие знакомы с творчеством Анастасии Орловой: она известна не только как поэт, но и как главный редактор издательства – можно смотреть, кого она выбирает для издания и таким образом собрать целую коллекцию актуальных красивых книг для дошкольного возраста. Сейчас появляется большое количество молодых, красивых, веселых писателей. Другое дело, что в основном это женские имена. Но профессия действительно становится модной и классной.

– Почему в читающей семье ребенок не всегда читает, и что делать в таком случае?


– Я бы посоветовала заглянуть в библиотеку или магазин, чтобы выбрать книжки с самыми красивыми обложками. Книга должна нравиться ребенку визуально. Причем внутри может быть только картинка, а не текст – это тоже здорово. Просто разрешите им самим выбирать, что им читать, дайте им право не читать, не дочитывать, никогда не упрекайте: вот, потратили деньги, время. Мы же, взрослые, тоже часто покупаем что-то и не пользуемся. Но, думаю, в таких поисках вы увидите, что современная детская литература – все про то же. Красоту, надежду, любовь. Удивительным образом, но книги с картинками – отличный антистресс. Ребенок перестанет бояться того, что книги – это про читать, ведь чтение тоже часто насилие: читай! читай! Главное, чтобы ребенок знал о возможностях книг. Что они есть разные: и про приключения, и про экологию, и про будущее, и про соцсети. Ведь и книги, и телефон – всего лишь возможность.

Закрыть