Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Как здание Александринского театра стало соавтором спектаклей

Зданию, построенному в 1832 году по проекту архитектора Карла Росси, исполнилось 190 лет. Оно и поныне считается не только выдающимся театральным сооружением Европы, но и полноправным соавтором спектаклей
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

В 1832 году, когда отмечалось 20-летие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, недалеко от Невского проспекта выросло новое величественное здание. Это был Александринский театр, построенный по проекту российского архитектора итальянского происхождения Карла Ивановича Росси.

Военная слава и искусство

Судьба здания, уникальность которого признана во всем мире, складывалась непросто. Его вообще могло не быть – столь жесткая борьба шла между сторонниками проекта и его противниками. В ней смешались сложные человеческие отношения и разные инженерные решения.

Идея Карла Росси состояла в том, чтобы объединить в здании главного театра России военные и храмовые атрибуты. Поэтому на центральном плафоне изображена композиция Антонио Виги «Триумф Марса», а на фронтоне – квадрига Аполлона, летящая в небо.

«Вот это соединение понятий государственности, военной славы, искусства и полета человеческого духа и стало символом здания», – объясняет заместитель художественного руководителя театра профессор Александр Чепуров.

Но главное новаторство Росси состояло в том, что вместо привычных каменных сводов он предложил использовать металлические стропильные конструкции, изобретенные им в содружестве с инженером Матвеем Кларком.

«Повесьте меня на стропилах…»

Эта идея, предложенная в истории строительной техники впервые, стала для того временем настолько новаторской, что встретила отчаянное сопротивление. Оппонентов оказалось немало. Разгорелись споры, выдержат ли стены здания эту тяжелую металлическую махину. Отстаивать позицию перед косными официальными кругами архитектору было нелегко.

Существует легенда, кстати, подтвержденная документами, что именно тогда Росси сказал: если когда-нибудь это рухнет, все, что от меня останется, надо вынуть из могилы и повесить на этих стропилах.

«Но Росси может спасть спокойно. Такого никогда не произойдет. Это абсолютно выверенная, прочная конструкция, ставшая серьезным шагом вперед по развитию архитектурной и инженерной мысли», – успокаивает Александр Чепуров.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Театр-фабрика

Казалось бы, время подтвердило правоту гениального архитектора. Однако в 2006 году при очередной реставрации театра вновь возникли разговоры о том, что эта конструкция недееспособна и ее надо срочно менять.

В прессе появилась статья, которые так и называлась: «Ошибка Росси». Ее авторы утверждали, что архитектор что-то не так рассчитал и скоро все может рухнуть.

«Разразился страшный скандал. СМИ писали об упорстве Александринки, ведь уже нашли фирму, готовую поставить новый металл. И только огромными усилиями нам удалось отстоять это чудо техники, которое не только переживет всех нас, но еще и множество новых поколений», – уверен Александр Чепуров.

Чтобы убедиться в правоте этих слов, он приглашает подняться наверх. Там, на высоте восьмого этажа, и находится верхняя часть того перекрытия, из-за которой было сломано так много копий. Она отреставрирована и пребывает в идеальном состоянии. А в расположенном там декорационном зале по-прежнему идет работа.

«Александринка стала первой в России, где был применен принцип театр – фабрика по производству спектаклей. Он должен был сам делать декорации, бутафорию, костюмы. И это помещение, куда дневной свет проникал сверху, было очень удобным для таких работ», – объясняет профессор.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Особая аура

Конструкции – не единственное ноу-хау Росси. Так, впервые здесь был применен железный занавес, который отделял сцену от зрительного зала и выполнял функцию противопожарного.

Уникальна сцена, сделанная в виде православного храма с порталом в виде золоченой рамки. В ее центре алтарь со звонницей и колокола, отлитые под Москвой в Новом Иерусалиме. Удивительна акустика, позволяющая любому зрителю услышать даже легкий шепот артиста. Прекрасен зрительный зал, в котором сочетается сразу несколько стилей. Такова была идея Росси, который считал, что Александринка должна воплощать многое и разное, то есть весь мир.

«Это уникальный художественный инструмент. Здесь все аутентично, что позволяет сохранить ауру старинного театра», – говорит Александр Чепуров.

А художественный руководитель Александринки Валерий Фокин уверен, что именно здание помогает осуществлять творческие замыслы.
«Уникальность достижения Росси в том, что, когда спектакли получаются так, как хочется, здание становится их соавтором», – подытоживает народный артист России.