Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

В Петербурге создали альтернативу запрещенного в России Instagram

Ее придумал и воплощает в жизнь экс-партнер компании Whoosh, совладелец Urent Евгений Мутовкин
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Для пользователей ныне запрещенной в России соцсети Instagram, чья материнская компания Meta признана экстремистской, почти готова отечественная альтернатива. Ее придумал и воплощает в жизнь экс-партнер компании Whoosh, совладелец Urent Евгений Мутовкин. Офис у компании – в Петербурге.

Зарождение идеи

О создании отечественной альтернативы именно Instagram Евгений задумался еще до того, как компанию Meta признали экстремистской и запретили на территории России вместе со всеми ее продуктами.

«Когда объявили о начале спецоперации, я находился в командировке в Сербии. И внутренне, интуитивно понял, что после запрета на территории нашей страны компании Meta россияне будут нуждаться в качественной альтернативе. Мне хотелось, чтобы новая площадка, которая будет аккумулировать значительные средства пользователей, делала это безопасно, внутри страны, и давала возможность всем – от блогеров до политических деятелей – продолжать вести деятельность в соцсетях независимо от внешних обстоятельств», – рассказал «Петербургскому дневнику» Евгений Мутовкин.

Вложения в отечественную альтернативу Instagram уже составили 30 миллионов рублей. Еще от 50 до 500 миллионов рублей стартап собирается привлечь.

Новая соцсеть называется VMIRE. Бета-версии приложения уже есть в магазинах как для владельцев смартфонов, работающих на системе Android, так и для пользователей IPhone. Полноценный запуск, по словам Евгения, состоится в ближайшее время.

От запрещенного Instagram отечественная VMIRE будет отличаться не только названием и страной происхождения.

«Мы не просто замещаем Instagram. Наша цель – не сделать аналог, мы смотрим дальше и в перспективе собираемся конкурировать с Instagram в том числе и за пределами России за счет совершенно уникальных функций. Их я бы предпочел пока оставить в секрете, но уверяю, это будет что-то совершенно новое», – заверил Евгений Мутовкин.

Роднить оба приложения будут контент, подписки и подписчики. И то, и другое в два клика, по словам Евгения, можно будет импортировать из Instagram в VMIRE. Оживать в новой соцсети подписки будут после того, как только автор контента либо подписчик из Instagram добавится в VMIRE. Этот метод Евгений называет мягким переходом.

«Регистрироваться в новой социальной сети всегда довольно волнительно – ни друзей, ни контента, ни активности – это вызывает у пользователей некоторый дискомфорт. Мы, безусловно, принимаем это во внимание и, поскольку наша задача – сделать соцсеть практичным инструментом повседневной жизни, предлагаем решить эту проблему с помощью мягкого перехода», – объяснил Евгений Мутовкин.

Дополнительным бонусом для тех, кто не готов сразу отказаться от подписчиков в запрещенной сети, станет возможность трансляций сториз из Instagram в VMIRE. А для авторов контента будут возможности заработка.

Новые пользователи

Привлекать новых пользователей VMIRE намерена не только онлайн. У команды сервиса есть офлайн-договоренности с рядом объединений, в которые входят как политические деятели, так и популярные блогеры. В партнерах сервиса и «Деловая Россия». Председатель ее петербургского отделения депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Дмитрий Панов уже в VMIRE.

«Петербургскому дневнику» парламентарий напомнил, что создатель соцсети является одним из экспертов «Деловой России». Регистрация в соцсети со стороны депутата ЗакСа – это жест доверия и поддержки.

«Вместе с этим мне искренне приятно наблюдать, как молодые, талантливые отечественные предприниматели в условиях новой реальности бросают вызов зарубежным «монстрам», – отметил Дмитрий Панов. – В связи с запретом использования Instagram на территории нашей страны у российского общества появился реальный запрос не только на сервис изображений, но и на понятный инструмент коммерческого продвижения своего бизнеса: товаров и услуг индивидуальных предпринимателей и самозанятых, количество которых за последние годы в нашей стране кратно увеличилось».

Как полагает глава петербургской «Деловой России», при благоприятном стечении обстоятельств у VMIRE есть все шансы не только получить признание среди российских пользователей, но и выйти на международный уровень.

«Наша организация готова оказать новой соцсети всю необходимую поддержку», – заверил Панов.

Сочетание факторов

VMIRE – не первое отечественное приложение формата Instagram, появившееся после блокировки продуктов Meta. В магазинах мобильных приложений из российских аналогов представлены Now, Limbiko, Online. «Росграм», о котором весной писали как об одном из первых, в открытый доступ свой продукт пока не выкладывал.

Координатор Центра безопасного Интернета Урван Парфентьев напомнил «Петербургскому дневнику», что успех сервиса, намеренного стать альтернативой площадке запрещенного Instagram, зависит не только от технических решений.

«Во-первых, там должна быть большая аудитория. Во-вторых, там должен быть интересный контент. И эти факторы между собой взаимосвязаны, – отметил Парфентьев. – Популярный инстаблогер пойдет на новую площадку, если будет знать, что там будет присутствовать не просто большая аудитория, а именно его аудитория. С другой стороны, аудитория пойдет туда, если она будет знать, что там есть. Для блогеров также важна финансовая сторона присутствия на площадке. А для этого площадка должна быть интересной для рекламодателей».

Попытки заместить в России именно Instagram, а не другой запрещенный продукт компании Meta – соцсеть Facebook, Урван Парфентьев связал с историей их появления в стране. Facebook запустил русскоязычную версию, когда в России уже набирали популярность «Одноклассники» и «ВКонтакте». У Instagram же на момент появления в России, как напомнил эксперт, прямых конкурентов не было.

Преимуществом Instagram, которое отечественным аналогам трудно превзойти, Урван Парфентьев считает глобальность. Евгений Мутовкин рассказал «Петербургскому дневнику» о будущих планах на экспансию на рынки СНГ и дружественных стран. На вопрос о конкуренции именно на западных рынках ответил прагматично: «В настоящее время сфокусированы именно на нашем рынке и рынке дружественных стран, дальше – будем смотреть по обстоятельствам».