Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Владимир Кузьмин: «Мы готовим школьников не к армии, а к жизни»

В российских школах вводится курс по начальной военной подготовке. Вместе с начальником регионального штаба «Юнармии» «Петербургский дневник» разбирался, какие элементы подготовки могут войти в программу
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Владимир Федорович, действительно ли есть необходимость вводить в школьную программу такой курс?

– Это было необходимо всегда. Исключение этой темы из школьного курса после распада СССР – самый настоящий подрыв нашей безопасности. Речь идет даже не об армии. Если у ребенка не было общефизической подготовки, он не увлекался никакими видами спорта, особенно прикладными, дальше будет тяжело. В 18-19 лет молодой человек – это уже более или менее устоявшаяся личность, и его сложно чему-то научить.

В свое время, когда мы начали проводить фестивали ГТО, столкнулись с проблемой: наши дети элементарно не умеют бегать, прыгать. Я спрашивал у преподавателей по физподготовке, почему так произошло, а они говорят: «Мы ничего сделать не можем. На нас давят». Посудите сами: родители могут подать жалобы в любой момент, когда им показалось, что школа перегибает. Именно поэтому учителям проще вводить на уроках безобидные игры. Даже не футбол, ведь он тоже травматичный, а что-то еще более простое.

– А что говорят педагоги по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и физкультуре?

– Педагоги очень разные. Порой они просто боятся. Повторюсь: родительский комитет может прийти по любому поводу и нажаловаться директору. Кому-то повезло, и основы безопасности жизнедеятельности ведет действительно классный учитель, бывший военный, офицер, ветеран боевых действий – и при этом хороший рассказчик. Дети любят таких учителей. Но их на самом деле очень мало.

Как бывает в реальности: некоторые учителя ведут свой профильный предмет и заодно берут в нагрузку ОБЖ. Как бы и не важный предмет… А ведь это самый важный предмет! Поймите, мы не готовим школьников к армии, мы готовим их к жизни. Хорошая физическая подготовка нужна любому человеку. Никто не хочет никакой войны, чтобы наши дети стреляли или в них кто-то стрелял. Наши дети обнимут и поцелуют ребенка из любой страны и любой расы. Но если к ним придут с нехорошей целью, то враги должны понимать – они обязательно получат щелчок по носу. Или того хуже.

– А дети, на ваш взгляд, готовы к новому курсу?

– Дети тоже все разные. В этой ситуации целесообразно перенимать и наш опыт – мы умеем преподавать, и ребятам с нами интересно. Сейчас в «Юнармию» вступают во всех районах Петербурга. В наших рядах более 1 250 000 школьников, хотя нам всего шесть лет.

К слову, у нас в городе проходит второй по значимости парад Победы в стране. И в нем принимают участие школьники, представляющие разные образовательные учреждения Петербурга. Я считаю, что каждый ребенок должен иметь право попасть в этот парадный расчет. Для этого мы каждый год, весной, проводим смотр-конкурс среди юнармейских отрядов по строевой подготовке. Районы готовятся, и самых сильных мальчишек и девчонок отправляют к нам.

Парадная подготовка – это ощущение плеча товарища рядом, который, скорее всего, не из твоей школы, ведь все стоят по росту. У ребят завязывается дружба и появляется чувство сопричастности.

Помимо строевой подготовки у нас регулярно проходят выезды в музеи, уроки мужества, дети встречаются с интересными людьми и настоящими героями своей страны.

– Что в целом входит в курс начальной военной подготовки?

– Прежде всего это предметы, которые включены в «Зарницу»: строевая подготовка, общефизическая – подтягивания, отжимания, сборка автомата, стрельба.

Сейчас у нас появилась армейская тактическая стрельба – это теперь вид спорта. Кстати, сегодня наши инструкторы обучают ей мобилизованных – у нас есть ускоренный курс.

В современном мире во время боевых действий враг работает диверсионно-разведывательными группами, которые готовят натовские инструкторы. Нам надо дать ответ, когда они этими группами делают «укусы», а потом быстро уходят на двух пикапах. Батальон танков за противником не побежит. Армейская тактическая стрельба как раз является противоядием от таких «укусов».

Также есть курс тактической медицины, и это тоже довольно полезный навык.

– Какие элементы, как вам кажется, войдут в школьный курс?

– Полагаю, надо исходить из того, кто будет преподавать этот курс. Желательно, чтобы это были военнослужащие. Чтобы преподаватель ОБЖ вел свой предмет, а реальный инструктор по начальной военной подготовке вел этот модуль. У него должна быть достойная зарплата и минимум бумажной волокиты, потому что очень многие не идут в школу именно из-за этого.

– Допустим, я ученица средней школы. С чего начнется мое обучение в курсе начальной военной подготовки?

– Сначала вводные занятия – теория: что такое модуль начальной военной подготовки и что собой в принципе представляют наши Вооруженные силы. Дело в том, что в школах нет как таковых занятий по патриотическому воспитанию, поэтому курс начальной военной подготовки должен включать и воспитательный блок. У нас в городе многие юнармейцы полностью погружаются в Первую, Вторую мировые войны. Знают все, вплоть до пуговиц и петлиц! И, я думаю, будут нам в этой работе помогать.

Элемент патриотического воспитания, погружения в историю чрезвычайно важен. Расскажу личную историю. Мой брат воевал в Афганистане. И недавно я узнал от ребят, что на Афганскую войну выделено 10-15 минут урока истории в 10-м классе. Как так? Мы там 10 лет воевали! Мало того, что галопом по Европам, так никто и не объясняет, что это за война была. При этом говорят, что, мол, Советский Союз напал на Афганистан. Скажите, как можно нападать и при этом строить мосты, больницы и университеты? Что-то я не заметил, чтобы США строили социальную инфраструктуру в Ираке.

То есть без знания истории мы все, как слепые дети. Ведь почти получилось «скинуть» на нас Бучу… Поэтому я думаю, что в курс должен войти и блок по работе с фейками и лживой информацией.

– Хорошо. История, борьба с фейками. Антитеррористический блок?

– Ну, как минимум у детей должно быть понимание, что такое внезапная агрессия и как бороться с паникой.

– Что еще?

– Тактическая подготовка, защита от оружия массового поражения, средства защиты. Ведь пожары случаются везде. И ребенок должен знать, как спасти себя и своих близких. Обязательно – тактическая медицина. Пошла за грибами группа товарищей, ребенок не туда наступил, сломал ногу. Надо уметь сделать носилки и вынести человека из леса.

– Какие советы вы дали бы тем, кто будет разрабатывать новый курс?

– Первое: никогда не врать детям. Дети повзрослеют и все поймут.

Второе: сам педагог должен прекрасно понимать, что каждая минута, проведенная с детьми, должна что-то значить. Иногда мы с ребятами просто пьем чай и говорим на важные темы. А еще надо возвращать радиоспорт: как мы уже поняли, мобильная связь может загнуться за пять секунд. И азбука Морзе не помешает. Три точки – три тире – три точки: знает ребенок, что это такое? Если да, то отлично: он уже может подать сигнал о помощи.

Да даже сшить носилки надо уметь. Наши дети, например, шьют специальные носилки, которые можно превратить и в подушку, и в гамак. Мы отправляем это на фронт. От бойцов приходят письма со словами: «Спасибо». Так что дети у нас замечательные, лучше, чем были мы в их возрасте.

ФАКТ:
Цель начальной военной подготовки заключается в том, чтобы молодежь получила знания о военной службе и военном деле, обрела практические навыки обращения с оружием, средствами индивидуальной защиты.


Алексей Афанасьев/ «Петербургский дневник»