Петербург объявил конкурс на поиск подрядчика, которому предстоит реконструировать здание «Мюзик-Холла»
«Мы не так богаты, чтобы покупать дешевую вещь», – говорят рачительные хозяева. То же и с ремонтом. Любой владелец квартиры знает, что лучше не поскупиться на хорошие стройматериалы и мастеров, чем потом, проклиная все на свете, переделывать заново. А уж когда речь идет о памятнике федерального значения, коим является здание театра «Мюзик-Холл», бывший Народный дом императора Николая II, где выступал сам Федор Шаляпин, внимание требуется особое.
Нуждаются в «лечении»
Директор театра Юлия Стрижак напомнила, что впервые о реконструкции заговорили еще восемь лет назад.
Разговор возник не на пустом месте. Специалисты, проводившие обследование здания и его «начинки», пришли к неутешительному выводу: оно находится в плачевном состоянии и нуждается в срочном «лечении». А сценический комплекс вообще застрял в прошлом веке, не отвечает современным требованиям и не позволяет реализовывать масштабные проекты.
Вот лишь несколько выдержек из вердикта экспертов: «Состояние фасадов неудовлетворительное»; «Инженерные системы здания, оборудование и материалы изношены, морально и механически устарели и не удовлетворяют требованиям санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм, действующих на территории РФ»; «Практически все механическое оборудование сцены работает без замены почти 30 лет, что привело к его полному износу»; «Существующая система художественно-постановочного освещения не только морально устарела, но и полностью вышла из строя. Восстановление существующей системы не имеет смысла». И так – практически по каждой позиции.
В ногу со временем
Допустить разрушения исторического здания город, конечно, не мог. Комиссия, включающая специалистов различных ведомств, обследовала его состояние. И по итогам проверки приняла решение объявить конкурс на разработку проекта реконструкции театра, который ремонтировался почти 40 лет назад.
В 2020 году соответствующий проект был завершен, прошел государственную экспертизу и его включили в адресную инвестиционную программу.
«Театр, особенно музыкальный, не может быть несовременным. Технологии шагнули далеко вперед, в то время как материально-техническую базу театра можно охарактеризовать как крайне устаревшую. Театр должен творить чудеса. А наше сценическое оборудование, произведенное в 80-х годах по спецзаказу на оборонных заводах, выработало свой ресурс и морально устарело», – отметила Юлия Стрижак.
«Здание нашего театра остро нуждается в реконструкции, а театральный зал – в сценических технологиях и современной акустической системе», – поддержал коллегу художественный руководитель театра, дирижер Фабио Мастранджело.
Зал под куполом
Уже много лет музыканты из «Северной симфонии» (оркестр «МюзикХолла») не имеют нормальных условий для репетиций, объясняет маэстро, показывая помещение с низкими потолками и колоннами, в котором раньше размещался ночной клуб. К тому же в нем, как и во многих других местах, практически отсутствует вентиляция.
Фабио Мастранджело признается: зарубежные коллеги не раз ставили его в тупик, когда искренне недоумевали, как можно работать в таких условиях.
«А мои музыканты ни разу ко мне не подошли и не пожаловались. Все работают и дают высокий результат», – горячится дирижер.
Нет условий у музыкантов и во время выступлений. Оркестровая яма настолько узка, что разместить в ней полный состав просто нереально. Приходится сокращать оркестр, что едва ли идет на пользу делу.
Фабио Мастранджело мечтает о новом репетиционном зале, который, кстати, он сам и придумал.
«Когда я предложил сделать зал под куполом, меня приняли за сумасшедшего. Но спустя полгода пришли и сказали: «А вы знаете, получается!» Может, не зря, что мой родной старший брат – архитектор», – шутит маэстро.
Кроме того, добавляет он, в этом зале можно будет устраивать и камерные концерты.
Простая арифметика
Сейчас город объявил конкурс на поиск подрядчика. Театр в этом процессе выступает исключительно как пользователь. На реконструкцию театра запланировано выделить из бюджета 9 миллиардов рублей в течение трех лет (2023-2025 годы). И эта цифра вызвала некоторые вопросы в обществе.
«Арифметика простая. Если учесть, что бюджет Петербурга в предстоящие годы составит не менее 1 триллиона рублей, то реконструкция одного из лучших театров обойдется в среднем в 0,3 процента от городской казны, что никак не скажется на уровне жизни петербуржцев», – объясняет Юлия Стрижак.
Фабио Мастранджело более эмоционален.
«Конечно, для людей это огромные деньги. Но ведь ради модернизации здания мы не потеряем ни одной школы или больницы. Поэтому мне очень неприятно, когда не совсем информированные люди поднимают эту тему, говорят, что сейчас не время. Им всегда красота, гармония, перемены к лучшему не вовремя. Я лично готов пригласить каждого оппонента к нам в театр. Пусть он увидит, как мы живем и, несмотря ни на что, продвигаем русскую культуру, – предлагает маэстро. – Россия – страна, которую я безоговорочно люблю. А Петербург – то место, где живет культура. Я очень благодарен губернатору Александру Дмитриевичу Беглову за внимание к театру, музыке и ко всему, что относится к духовному развитию человека».
Новые замыслы
Сегодня площадь здания составляет 15,5 тысячи квадратных метров, а за счет того, что будут введены в эксплуатацию новые помещения, она увеличится до 20 тысяч квадратных метров.
Будет обустроено подкупольное пространство – репетиционный зал, усилены сваи и фундамент здания, что позволит превратить ныне подтапливаемый подвал в гостевую зону. Там будут расположены туалеты, гардеробы и технический этаж.
Появятся лифты для зрителей (сейчас они отсутствуют), в том числе для маломобильных групп населения. Откроется небольшой зал со сценой для творческих встреч, а также конференц-зал. Все инженерные сети будут заменены и наконец появится система вентиляции.
Самые большие преобразования ждут зрительные залы и сценический комплекс. На сцене будет организована нижняя механизация (сейчас ее нет), заработают подъемно-опускные площадки и люки-провалы, современные электроакустические системы и сценический свет. Будет возможность вести прямые трансляции спектаклей.
По мнению директора, нельзя, чтобы зрители, приходя в театр, сначала стояли в очереди на вход (потому что входная зона требует модернизации) и гардероб (так называемых крючков для всех не хватает). А потом еще и в очереди в туалет и в буфет.
«Пока гости пройдут все препятствия и доберутся до своего места, у них падает настроение. Мы бы хотели, чтобы зритель шел к нам в театр, как на праздник. А мы готовы создавать новые спектакли и концерты, чтобы предъявить публике свои творческие замыслы», – говорит Юлия Стрижак.
Руководители «Мюзик-Холла» обращают внимание на тот факт, что Петербург почти десять лет не видел полной реконструкции какого-либо театрального здания. И обновленный театр в Александровском парке станет подарком для всех жителей культурной столицы.
«У нас можно будет проводить фестивали, принимать на гастроли наши и зарубежные коллективы, проводить городские праздники. И тогда даже самые большие скептики, придя к нам, испытают гордость за то, что в нашем городе есть такой театр», – резюмирует Юлия Стрижак.
ФАКТ:
«Мюзик-Холл» был торжественно открыт в Оперном зале Народного дома 5 декабря 1928 года. В 1937 году театр был закрыт «как носитель буржуазного искусства». Заново «Мюзик-Холл» открыли спустя почти тридцать лет – в 1966 году.