Каким видят Петра Великого в новом мюзикле Театра музкомедии

Идея спектакля, посвященного Петру Великому, родилась около пяти лет назад. Тогда в Театр музыкальной комедии приехал знаменитый американский композитор Фрэнк Уайлдхорн. И, посмотрев мюзикл «Джекил и Хайд», так впечатлился увиденным, что сам предложил написать музыку.
Заглянуть за горизонт
«Мы немного вздрогнули. Материал очень серьезный, тем более для нашего города», – вспоминает директор Театра музкомедии Юрий Шварцкопф.
Но договор все-таки заключили, еще не подозревая, какие сложности поджидают всех создателей мюзикла.
Пьесу должен был написать постоянный соавтор Уайлдхорна Джек Мерфи. С российской стороны – драматург Константин Рубинский. Театр же видел свою задачу в том, чтобы не показать клюкву и раскрыть Петра как живую неоднозначную личность.
Константин Рубинский вспоминает, что вначале хотел сосредоточиться на судьбе Петра после его возращения в Россию. Но композитор убедил его, что важно показать всю жизнь императора. При этом вместить ее в 2,5 часа.
«Получилась история интересная и сложная. Образ Петра противоречив, но я хотел подчеркнуть его роль в реформировании России. Он необычен и ценен тем, что хотел заглянуть за горизонт», – говорит автор либретто.
Клиповый принцип
Фрэнк свое обещание сдержал, музыка была написана, и театр получил на нее все права. А вот с постановщиками повезло меньше. За это время они по разным причинам несколько раз менялись. Был даже период, когда вся работа остановилась. «У меня было предынфарктное состояние», – признается Юрий Шварцкопф, который попросил прийти на выручку народного артиста России Юрия Александрова.
Вливаться в работу, часть которой уже проделали, было, по словам художественного руководителя театра «Санкт-Петерургъ опера», непросто. Помогла музыка. «Она пришлась мне по душе. Это композитор высочайшей пробы», – считает Юрий Александров.
Он отмечает, что в музыке Уайлдхорна нашли отражение мотивы Мусоргского и Римского-Корсакова, симфоджаз, опера и элементы рока.
«Наша задача была – показать смену состояний героев, развитие образов. Поэтому в спектакле будет 32 картины. Это современный клиповый принцип, чтобы держать зрителей в постоянном напряжении», – объясняет Юрий Александров.
Так, если первую жену Петра Евдокию мы видим на венчании милой молодой девушкой, то потом она предстает перед нами настоящей фурией.
Жизнь-легенда
«Жанр мюзикла – нелегкий орешек. Он имеет трагедийность. Петр – страдалец, сомневающийся человек. Например, в спектакле есть сцена паранойи, когда он, находясь на грани сумасшествия, спрашивает Екатерину, верно ли он все делает? И даже в веселых сценах неизменно ощущается некоторая потаенная трагедийность и душевная боль», – считает Юрий Александров.
Конечно, передать все эти состояния артистам мюзикла непросто, поэтому особое внимание уделили кастингу. «Надо было создать команду, которая бы работала, как один человек», – говорит Юрий Александров.
В результате удалось собрать сразу три состава артистов, в основном московских. Например, роль Петра I исполняют Иван Ожогин (его сразу представляли в образе императора), Кирилл Гордеев и Алексей Штыков.
Константин Рубинский предупреждает, что не стоит смотреть эту работу как профессиональному историку.
«Жизнь Петра обросла легендами. И наш мюзикл – тоже легенда, взгляд из XXI века», – говорит он.
«Главное для нас – это зритель, насколько он проникнется этой фигурой. Для меня Петр I демоничный, но великий человек. Все можно простить, если за всем этим стоит великая идея и великая цель», – подытоживает Юрий Александров.