Первый в стране музей милиции отмечает юбилей
В первом зале в посетителей внимательно вглядывается Петр Великий.
«Бюст первого российского императора в нашей экспозиции не случаен. Дело в том, что именно он основал полицию, которой в современном понимании в стране просто не было», – объясняет лектор-экскурсовод Светлана Ремнева.
Изначально в полиции было всего 40 человек, 5 офицеров и рядовые, которых откомандировали от своих гвардейских полков. Было это в 1715 году. А еще через три года Пётр пишет своего рода должностную инструкцию. С тех пор 1718 год считается датой создания полиции.
Великие сыщики
Круг обязанностей полицейских был в то время достаточно широк. Они охраняли порядок на улицах, задерживали преступников, обходили рынки и питейные заведения, пресекали азартные игры, следили за нравственностью, контролировали стройки и даже тушили пожары.
Со временем штат полицейских расширялся, в городе стали строиться съезжие части – административные здания наподобие современных РУВД. Затем появились окрашенные в черно-белую косую полоску будки, перед которыми несли службу городовые, в просторечии «будочники».
Возглавляли полицию на разных этапах весьма примечательные личности. Например, при обер-полицмейстере Федоре Трепове была создана речная и сыскная полиция – прообраз современного уголовного розыска. При Владимире Филиппове стали использовать дактилоскопию – снимать отпечатки пальцев, делать фотографии преступников, которые потом показывали потерпевшим.
Вошел в историю и Иван Путилин. Начинал он младшим квартальным надзирателем на Сенном рынке и дослужился до начальника сыскной полиции. Он был настолько популярен в народе, что ему приписывали раскрытие всех преступлений в городе. Выйдя в отставку, Путилин написал книгу «Сорок лет среди убийц и грабителей». И это название говорит о многом.
«Попрыгунчики» и «медвежатники»
Сложнейшая обстановка сложилась в городе после революции. Из тюрем было выпущено 15 тысяч уголовников, в то время как в сыскной полиции служило около 100 человек.
Орудовали грабители «по соне», то есть совершали преступления ночью. Карманники-воры «работали» в переполненном транспорте. Оттачивали свое мастерство на нэпманах «медвежатники», которые виртуозно вскрывали даже самые сложные сейфы. И даже дети объединялись в воровские группы.
«Члены банды «Живые покойники», или «попрыгунчики» одевали белые саваны с капюшонами, лица мазали фосфором, а к ботинкам привязывали пружины, которые помогали им подпрыгивать на полметра, пугать и грабить одиноких прохожих», – рассказывает экскурсовод.
Когда банду задержали, оказалось, что все ее члены – несовершеннолетние, кроме Маньки Соленой, судьба которой сложилась удивительно. После выхода из тюрьмы она в корне пересмотрела свою жизнь и стала вагоновожатой.
Но, конечно, больше всего шума наделала банда Леньки Пантелеева. Она совершала кражи и убийства на улицах и в квартирах, пока наконец часть ее участников не была задержана и помещена в Кресты. Однако там Пантелеев, посулив охраннику хорошие деньги, уговорил того открыть камеру. И вместе с двумя приятелями скрылся. В феврале 1923 Леньку удалось задержать. Иван Бусько – это было первое дело молодого милиционера – убил Пантелеева выстрелом в голову. Труп, а затем заспиртованную голову преступника выставили в больнице, чтобы развеять слухи о том, что милиция, мол, покрывает преступника. Сейчас в музее можно увидеть муляж этой самой головы.
Разделили судьбу ленинградцев
Третий зал музея посвящен подвигу милиции в годы блокады. Голые бетонные стены, слабый свет и диорама зимнего города сразу погружают в атмосферу того времени.
Если до войны в Ленинграде было 13,5 тысячи сотрудников милиции, то летом 1941-го 8 тысяч ушли на фронт. А оставшиеся разделили судьбу других ленинградцев, которые работали и жили в тяжелейших условиях.
«Из этих пяти с половиной тысяч человек 1200 умерло от голода и бомбежек или погибло при задержания преступников. Еще 2,5 тысячи попали в госпиталь с разной степью истощения», – уточняет Светлана Ремнева.
Огромную работу проделала милиция и по поиску малышей, которых эвакуировали на Большую землю. Многие из них не помнили своих фамилий, их документы терялись в дороге, и родителям было нелегко их найти. Тогда в милиции создали специальный отдел. Одна из его сотрудниц Лидия Потемкина сумела найти и вернуть в семьи 25 тысяч детей.
Ко мне, Мухтар!
В зале послевоенного периода внимание приковывает чучело знаменитого Султана – собаки, ставшей прототипом в фильме «Ко мне, Мухтар!». Султан вместе со своим хозяином Петром Бушминым прослужил более 10 лет. У этого пса был уникальный нюх. При морозе минус 20 он брал след, тогда как другие собаки не могли это делать. С помощью Султана было раскрыто не одно преступление. Но в 1949 году у него стало портиться зрение, пропадал нюх. Обычно таких собак списывали. Но Бушмин пришел к начальнику управления, рассказал об уникальном помощнике, и тот прикомандировал пса к ресторану «Астория». Каждый день в службу собаководства приходили бачки с едой, которой хватало и на других собак. Когда Султану стало совсем плохо, Бушмин забрал его себе домой, и он умер у него на руках.
Рассказывает экспозиция и о других сотрудниках милиции, ставших прообразами литературных или киногероев. Это знаменитый Иван Бодунов, послуживший прототипом Ивана Лапшина в фильме Алексея Германа. Сергей Кондратьев, с которого писался образ героя фильма «Рожденная революцией» и многие другие сыщики.
Последний зал посвящен событиям нашего времени. О «лихих» девяностых рассказывает фото с обгоревшей «Маздой», в которой нашли сразу 10 трупов.
«Тогда было популярно преступление, когда специально подрезали машину, чтобы задняя врезалась в переднюю. После чего «пострадавшие» требовали денег. Однажды договориться с ребятами из молодежной организации преступникам не удалось. И они убили всех десятерых, трупы вывезли в область, а машину подожгли. Это ужасное преступление было раскрыто», – рассказывает наш экскурсовод.
В экспозиции нашли отражение и распад Советского Союза, и чеченская война, и спецоперация на Украине. Отдельный стенд посвящен СОБРу, который был откомандирован в ЛНР.
«У нас есть артефакты, которые связаны в выполнением нашими сотрудниками своего долга, они представлены в нашей экспозиции. Всего основной фонд музея насчитывает сегодня порядка 15-16 тысяч экспонатов. В экспозиции представлено около 4,5 тысячи подлинников», – подытожила хранитель фондов экспозиции Светлана Петрушина.