Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Дорогой Леонид Ильич, кольца и шайбы: сорок лет назад закончилась эпоха правления Леонида Брежнева

«Петербургский дневник» вспоминает о том, что из всех руководителей СССР Брежнев был самым неравнодушным к спорту

Генеральный секретарь ЦК КПСС, «неутомимый борец за мир» и «верный ленинец», был заядлым болельщиком. Во время его правления состоялось грандиозное событие в жизни СССР – Олимпийские игры 1980 года в Москве, также Брежнев принял несколько важных решений для советского спорта.

Помиловал Стрельцова

Как человек жизнелюбивый, Леонид Ильич обожал зрелищные игры, отдавал предпочтение хоккею, но и футбол любил. Как вспоминал парторг крупнейшего промышленного гиганта Москвы, автозавода ЗИЛ Аркадий Вольский, курировавший в 1960-е и футбольную команду «Торпедо», именно Брежнев разрешил великому форварду Эдуарду Стрельцову вернуться в большой футбол.

В начале 1963 года бывший игрок сборной СССР был условно-досрочно освобожден из мест заключения, где провел четыре с половиной года по обвинению в изнасиловании. Стрельцову разрешили поселиться в Москве, приняли на работу в цех ЗИЛа, но выступать за команду мастеров (так тогда называли профессиональные команды) не разрешали. Спортивные чиновники боялись брать ответственность на себя и вызвать гнев Никиты Хрущева, а тот ответил отказом на ходатайство Вольского.

Когда Брежнев услышал просьбу о футболисте, то ответил: «Мы же разрешаем слесарю, если он нарушил закон и отбыл наказание, снова работать слесарем. А чем футболист хуже?» И Эдуард Стрельцов был заявлен на сезон 1965 года за «Торпедо». Еще несколько лет он радовал болельщиков своей игрой, выиграл с автозаводской командой золотые медали и Кубок СССР, вернулся в сборную страны, дважды был признан лучшим футболистом года.

Генсек-болельщик

Именно благодаря Брежневу в 1972 году состоялась важнейшее событие в мире хоккея – Суперсерия СССР – Канада. Окончательное решение о проведении матчей между нашей ледовой дружиной и сборной профессионалов из НХЛ было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС, и решающим стал голос Леонида Ильича, который дал добро на встречи. Ему очень хотелось увидеть хоккей высшего класса.

Брежнев болел за хоккейный ЦСКА, а его помощник и будущий преемник Константин Черненко – за московский «Спартак», и генсек любил подтрунировать над своим другом в случае побед армейцев. Однажды руководитель партии и государства посетил матч «Спартака» и ЦСКА, в котором разъяренный судейскими ошибками тренер армейцев Тарасов увел свою команду в раздевалку. Пауза затянулась, и Брежневу вместе с другими членами Политбюро 35 минут пришлось ждать возобновления игры. На другой день с Тарасова сняли звание заслуженного тренера СССР, которое, впрочем, вскоре вернули благодаря заступничеству министра обороны, маршала Гречко.

Футбол генеральный секретарь посещал реже, но и здесь однажды произошел памятный случай. Московские динамовцы принимали тбилисских одноклубников, в этот же день столицу посетил руководитель Грузии Эдуард Шевардназде и решил поддержать свою команду на стадионе. Вместе с ним приехал Брежнев и другие высокопоставленные товарищи. Судила игру бригаду литовских арбитров во главе в Кестутисом Андзюлисом. Команды претендовали на медали, шла жесткая борьба, и вдруг в перерыве в раздевалку и судейскую комнату зашли «товарищи в штатском» и объяснили игрокам и судьям, какие люди смотрят матч, и хорошо бы сыграть вничью, чтоб никого не огорчать. Футболисты немного повозмущались, мол, им нужны очки, надо играть на победу, но в итоге встреча закончилась вничью и не без помощи арбитра.

Игры вместо построения коммунизма

Московская Олимпиада стала одним из главных событий брежневского правления. В столице были построены спортивные объекты мирового уровня, в нескольких городах капитально реконструированы стадионы. Кстати, еще будучи главой Казахстана, Леонид Ильич приложил руку к строительству уникального высокогорного катка в окрестностях Алма-Аты, в Медео, на котором немало рекордов установили советские конькобежцы.

Масштаб планетарного спортивного праздника был так велик, что острословы шутили, что вместо обещанного в Третьей программе КПСС к 1980 году построения коммунизма состоялись Олимпийские игры, которые открывал лично генеральный секретарь.

Как же о Брежневе и без анекдотов? Вспомним парочку на тему: «Леонид Ильич и спорт».

Смотрит Брежнев хоккей СССР –  Канада. Зрители орут:
- Шай-бу! Шай-бу!
Брежнев снимает трубку:
- Шайбу, пожалуйста.
Из динамика:
- Го-о-ол!

Брежнев зачитывает приветствие спортсменам на Олимпийских играх 1980 года в Москве:
- О! О! О! О! О!
Референт ему шепчет:
- Это не «о», а олимпийские кольца, Леонид Ильич! Текст речи – ниже!