Антон Бесхмельницын – о том, как не попасться на уловки телефонных мошенников: «Не вступайте в разговор!»
Больше 10 тысяч преступлений с использованием информационных технологий зафиксировано в Петербурге и Ленинградской области за первые 9 месяцев 2022 года. Две трети из них совершены по модифицированной технологии. О том, как не попасть на уловки злоумышленников, рассказал руководитель третьего следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу.
– Есть ли у этого вида мошенничества наиболее уязвимые социальные группы?
– Нет. Попадаются все, независимо от возраста, социального статуса или образования. Нет какой-то наиболее уязвимой группы. Недавно к нам пришли пенсионерка, которая таким образом рассталась с 3 миллионами рублей, и молодая женщина, которая взяла кредит на 4,8 миллиона, доложила 500 тысяч наличными и ещё сняла 160 тысяч с кредитных карт. При этом сама эта девушка работает в одном из крупных банков, пусть и в IT-отделе. А порой подозрительность срабатывает не там, где должна была бы. Как в случае с женщиной, которая пришла закрыть вклад на десяток миллионов рублей. Сотрудники банка пытались донести до неё, что это «развод». Она им ответила, что они «в доле», и ушла снять деньги в другом отделении того же банка, после чего перевела их на счета мошенников.
– Можно ли справиться с ситуацией силами силовых структур?
– Предупредить эту ситуацию правоохранительными методами практически невозможно. Мы не можем ограничивать входящие звонки. Тем более что современные технологии позволяют злоумышленникам подставлять телефоны реальных служб. Одной пострадавшей даже звонили с номера дежурной службы Следственного комитета. Да, у мошенников срабатывает один из 80-100 звонков. Но всё равно: в этом году уже пострадали порядка 8 тысяч жителей Петербурга и области. Ориентировочная сумма ущерба превышает миллиард рублей.
– Каковы в таком случае ваши советы жителям? Если буквально в режиме инструкции по применению.
– Гражданам следует знать следующее. Первое: ни один банк, тем более Центральный банк, никогда не просит снимать деньги и куда-то их переводить. Второе: сотрудники правоохранительных органов не решают вопросы по телефону. Если вам звонят реальные сотрудники, то они попросят подъехать для личной встречи, не вдаваясь в подробности. Они не дают каких-то советов и тем более не участвуют в «спасении» ваших денег в режиме телефонных переговоров. Органы открыты. Если сомневаетесь, позвоните и спросите, есть ли у них такой сотрудник. Третье. Не вступайте в разговор, если вам позвонили, сразу вешайте трубку. Потому что у мошенников – отработанные сценарии разговоров, причём несколько. Они найдут способ, как заронить в вас опасение, которое толкнёт на необдуманные поступки. Четвёртое. Не надо бояться слов, что на вас «взяли кредит», тем более, если это произошло в другом регионе. Даже если такое в самом деле случилось, ситуацию можно «откатить обратно». А вот если самому сначала снять деньги, а потом перевести их непонятно кому, исправить положение – невозможно. Новация технологии как раз и состоит в том, что человек всё делает сам и по своей доброй воле – в банк он приходит один, никто рядом не стоит. То есть факт принуждения не доказать.