Яндекс.Метрика
  • Мария Наранович

«Все с нуля»: как петербуржец ушел со стройки в кузницу и не пожалел

В этом деле нужна художественная подготовка, которой у него не было
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

До прихода в кузницу работал на стройке

Еще будучи подростком, Борис Потапенко заинтересовался профессией кузнеца, но его путь к этому ремеслу начался, лишь когда за плечами остался внушительный опыт иной работы.

«До прихода в кузницу я работал на стройке. Лет десять трудился отделочником, вырос до прораба. Все получалось, зарплата была хорошая, но в определенный момент мне захотелось чего-то творческого, что-то создавать. И я ушел со стройки в кузницу. Стал учеником. Учеба давалась нелегко, потому что кузнецы – народ суровый, неохотно учат. Но я отучился и вот уже 15 лет работаю кузнецом», – рассказывает Борис Потапенко и добавляет, что в кузнечное дело он пришел без какой-либо художественной подготовки, которая среди прочих является важной составляющей в этой работе.

«Все с нуля в кузнице осваивал. В детстве рисовал, конечно, как все, но не более. Хотя умение художественно мыслить не менее важно для кузнеца, чем трудолюбие, упорство и любовь к своему делу», – считает кузнец.

На первых порах Борис занимался реставрацией – днем помогал выполнять заказы своим учителям, а по вечерам оттачивал навыки.

«Во время обучения запомнилась реставрация решетки сада 9-го Января. Потом были главные ворота в Александро-Невской лавре – тоже я участвовал. Еще делал поделки, фигурки, подсвечники различные – но это уже по личной инициативе. Сын мастера подучивал меня вечерами», – вспоминает Борис Потапенко.

«Позже уже появились козырьки, навесы, которые устанавливали в центре города. Сейчас больше частные заказы выполняю начиная от каминных наборов и заканчивая воротами. Скульптуры даже делаем», – продолжает рассказ кузнец.

У каждого мастера – свой уникальный почерк

Несмотря на отсутствие творческого образования, Борис Потапенко называет себя не просто кузнецом, а художником по металлу. И не без оснований, конечно.

«В давние времена в России кузнечество в основном ремесленное было. Кузнецы изготавливали тяпки, косы, гвозди и скобы. Художественная ковка пришла позже – ее иностранные мастера к нам завезли, и начался новый виток развития кузнечного дела. Сейчас вы уже не встретите мастера, который изготавливает только инструменты для ремесленников. Время не стоит на месте. Меняются запросы людей, да и технологии развиваются. Раньше не было такой механизации, как сейчас: ни сварочных аппаратов, ни машинок специальных. Все полностью вручную делалось. Были напильник, ручная дрель, заклепки и кузнечная сварка. Сейчас гораздо проще работать за счет технологий», – говорит Борис Потапенко.

Несмотря на прогресс, изделия современных кузнецов пользуются большим спросом. Все больше людей обращаются к частным умельцам.

«Почему люди идут к нам, а не в магазин? Потому что у каждого мастера свой почерк, который прослеживается во всех его работах. Ко мне, например, приходят те, кому нравятся именно мои изделия. Получается, люди хотят подчеркнуть свою индивидуальность моей рукой», – объясняет мастер.

Работа кузнеца сейчас востребованная и высокооплачиваемая. Но при этом, по словам Бориса Потапенко, молодежь не стремится овладеть этим ремеслом, так как работа тяжелая.

«Конкуренция в нашем деле сегодня небольшая, – признает он. – Мастера уходят, а молодые люди не приходят. У меня был один ученик, но он не смог до конца доучиться. Сейчас второго учу – у него получается».

Выпуск спецпроекта «Петербургский дневник на транспорте» «Живое ремесло. XXI век» выходит сегодня и посвящён мастеровому делу.

Закрыть