Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Этнографический музей завоевывает подростков с помощью дефиле, а офисных работников – тимбилдингом

За год количество посетителей возросло в пять раз
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Российский этнографический музей подводит промежуточные итоги года. Он сильно отличается от предыдущих, так как, во-первых, его уже принято называть первым послепандемийным годом, а во-вторых, из-за закрытой для нас Европы толпы туристов устремились в Петербург. Этнографический музей – один из старейших в России – встретил посетителей новыми выставками.

Особо стоит рассказать о подростках, посещающих музей по «Пушкинской карте». С одной стороны, этнографический музей всегда позиционировал себя как детское культурное заведение: во всяком случае, так было в советские времена. Сейчас статистика показывает: детей среди посетителей – примерно четверть. Но подростки – это не дети. У них свои запросы. К счастью, «Пушкинская карта» дает возможность изучить аудиторию. В музее провели исследование и выяснили: 80 процентов ее обладателей – это девушки. Карта выдается молодежи от 14 и старше, но обычно в музей по ней проходят люди уже студенческого возраста: 21-22 лет. Это значит, резюмирует директор Российского этнографического музея Юлия Купина, что посетитель идет сюда уже не бездумно, а сознательно. Значит, требуется ответить на вопрос: что нужно, чтобы привлечь не только девушек, но и юношей, и не только студентов, но и школьников? Молодежь любит дискуссии – и теперь по четвергам в музее работает дискуссионный клуб. Подростки обожают открытия – и теперь для них экспонируют вещи, которые раньше никто не видел.

А еще в музее освоили популярное у дизайнеров слово «коллаборация» и теперь выступают в тесной связке с модным агентством Сергея Луковского и Художественно-промышленной академией имени Штиглица. Совместными усилиями здесь провели дефиле этнической моды. Кстати, форму для смотрителей шил модный дом Ola Ola. Во вторник сотрудники предстанут в новом наряде.

Мода – хороший ключик к сердцам молодых, но не единственный. Далее музей сделал ставку на проморолики.

«Я скажу откровенно: мне самой они не понравились, – говорит Юлия Купина. – Но задача была: сделать не то, что понравилось бы директору музея, а то, что привлекло бы молодую аудиторию. Мы готовы к экспериментам. И к тому, что результаты могут оказаться негативными. Да, в теплой, дружественной атмосфере работать легко и приятно. Но мы сознательно выходим за пределы априори доброжелательной аудитории туда, в холод. Во-первых, понимаем: иногда нужно бежать, чтобы просто оставаться на месте. Во-вторых, мы чувствуем, что отсутствие страха перед переменами нас только укрепит».

Для взрослой аудитории есть свои находки, например, дегустации напитков, познавательная программа для корпоративных визитов – как элемент тимбилдинга, экскурсии в формате сторителлинга, арт-медиация, квесты, квизы, экскурсии для инвалидов. Заместитель директора РЭМ по культурно-образовательной деятельности Ирина Донина рассказала, что музею, например, очень удались такие инклюзивные проекты, как совместные экскурсии для зрячих и незрячих, в ходе которых они делятся впечатлениями.

Очевидно, музею удалось привлечь новых поклонников. Показатели таковы: сейчас месячное количество посетителей в пять раз превышает показатель начала года.

И наконец, РЭМ разрабатывает свой собственный Арктический проект, благодаря которому удастся «оживить» русское Заполярье. Координатор арктического проекта Ольга Подшувейт рассказала, что сейчас экспозиция «Арктика – земля обитаемая» состоит из 500 экспонатов, а общее собрание достигает 50 тысяч единиц и более 10 тысяч фотодокументов. В проект активно включаются руководители этнографических музеев из всех арктических регионов: Мурманска, Архангельска, Красноярского края, Чукотки. Увы, мурманчане и сами не могут попасть в Архангельск напрямик, разве что перелетом через Москву. Они и не догадываются, какие уникальные экспонаты хранятся в музее соседнего региона. Но если этнографическому музею удастся наладить сотрудничество и обмен фондами, Арктика перестанет быть terra incognita сначала для самих ее жителей, потом для всех россиян и наконец – для туристов-европейцев.

Закрыть