Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Наш домашний фронт: как пенсионерки и домохозяйки спасают жизни раненых

Сотни женщин из самых разных уголков России объединились в волонтерское движение «Золотые руки ангела» и занимаются изготовлением тактических носилок
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Добровольцы ежедневно трудятся во имя помощи военнослужащим уже почти в 90 городах России. Изготовлено и отправлено около 20 тысяч носилок, что означает тысячи спасенных жизней, ведь мобильность и скорость – 80 процентов шансов на выживание.

Мы побывали в петербургском отделении «Ангелов» и познакомились с теми, кто, не жалея сил, времени и денег, изготавливает и отправляет в зону специальной военной операции (СВО) крайне важные и нужные легкие тактические носилки, эвакуационные стропы, балаклавы, коврики-сидушки.

Отважные домохозяйки

Влада Высоцкая – молодая красивая женщина, координатор петербургского отделения «Ангелов». Говорит с нами, параллельно кому-то давая указания по телефону, встречая новых волонтеров, рассматривая готовые комплекты.

В середине марта супруг прислал ей посмотреть видео, где военный врач Юрий Евич рассказывал про легкие, компактные, помещающиеся в сумку не больше противогазной, тактические носилки. Они незаменимы на войне, в условиях городских боев, там, где нужно быстро эвакуировать раненых через узкие дверные проемы, по лестницам, сквозь дыры в стенах. И, конечно, на поле боя – развернуть эти носилки можно за секунды, и они всегда могут быть в разгрузке на поясе бойца.

«Мой муж Дмитрий в прошлом санинструктор. Он очень активно участвует в помощи Донбассу, закупает печки, палатки, технику. У него там много друзей погибло. А я была обычной домохозяйкой, шила платья. Посмотрев видео, я поняла, что парней надо спасать. Шли городские бои, и чем быстрее их вытащишь, тем больше шансов. Знала, что в армии таких носилок нет, есть с жердями, громоздкие, неповоротливые. Посмотрела видео и подумала, что справлюсь, сошью эти носилки. Связалась с Людмилой Сушецкой – такой же домохозяйкой, многодетной мамой из Москвы, которая за несколько дней до меня начала шить эти носилки, основав в Москве добровольческое движение «Золотые руки ангела», – рассказывает Влада.

На тот момент в Петербурге она начинала одна. Потом такие же женщины создали канал в Telegram, стали обмениваться опытом. Началось разделение труда: кто-то резал, кто-то собирал, кто-то строчил.

«Производительность труда постепенно нарастала, улучшались технологии. Появилась профессиональная техника для нарезки строп (раньше резали дома вручную, сын держал конец стропы, а я обрезала термоножницами, ползая по полу, сбивая колени, потом на кухонном столе собирали). Ко мне приезжали домой волонтеры, обучались, потом на дом брали образцы, и каждый собирал», – говорит Влада.

Чуть позже появились добрые люди из управляющей бизнес-центром компании в районе проспекта Елизарова, которые бесплатно выделили женскому швейному батальону помещения для пошива. Нашли швейный цех, который стал бесплатно отшивать уже большие партии. Появились благотворители – такие же обычные люди, частные лица, которые вносили деньги на покупку дорогостоящей техники.

«Первый закрепочный автомат за 200 тысяч нам помог купить простой волонтер – обычный парень внес свои личные деньги. Мои родители какие-то деньги доложили. Все время люди нам помогают», – продолжает рассказ Высоцкая.

Она признается, что сначала к их изделиям относились немного скептически. Но уже через несколько дней, ощутив их пользу на поле боя, просили еще и еще: «Девочки, у нас была заварушка, благодаря вам мы столько парней спасли!» Вот только пришлось носилки модернизировать и увеличить длину до 215 сантиметров: наши бойцы оказались крупнее изначального варианта.

Влада опять в телефоне. Непрерывные запросы поступают со всех сторон. Но теперь пришла поддержка и со стороны властных структур. Муниципалитет на Нарвской выделил им еще одно помещение, удобное, на 1-м этаже. Региональное отделение «Единой России» помогло закупить необходимое оборудование - швейные машинки и другую технику. Открываются еще две точки в районе Гостиного Двора и на Приморской.

Движение растет, люди находят информацию в Telegram-каналах, в партнерских постах у известных блогеров. В каждом из 90 городов какая-то простая женщина взяла на себя инициативу и тянет эту лямку. В прямом и переносном смысле.

«Мужчины тоже есть, причем они – самые лучшие швеи. У нас есть Дмитрий, он вчера 5 носилок сшил на старенькой машинке. Новые люди приходят, потому что надо что-то делать, это из категории «бей или беги». Когда активно вовлекаешься, тебе и самому легче, ты реально помогаешь спасать жизни. И когда приходят отзывы с фронта, это очень сильно мотивирует», – отмечает Влада Высоцкая.

Сейчас они вышли на производительность около 1000 носилок в месяц. Им всегда очень нужны люди, которые могут шить, чтобы работать на промышленных машинках. Еще нужны помещения и координаторы, кто будет заниматься обучением новеньких и логистикой. Люди идут. Но надо еще больше.

«Надо помогать»

А мы пошли по мини-цехам «Ангела». И задавали вопрос: почему вы здесь?

Петербурженка Елена говорит, что ей рассказали о носилках знакомые, которые тоже начали обучение.

«Я ничего пока не умею, но тут можно собирать стропы, вот я и собираю. Почему? Брат уже ушел по призыву, друг близкий ушел добровольцем, мой муж может уйти. Мне хочется помогать», – объясняет она.

Ирина Ивановна, пенсионерка, рассказывает, не отрываясь от дела: «Для меня волонтерство – дело обычное, я как волонтер веду разные занятия в нашем социальном центре Красногвардейского района. Поняла, что носилки – вещь нужная, если спасет хотя бы одного, то этим стоит заниматься. Я считаю, что лучше что-нибудь делать, как можешь, чем вообще ничего».

Елена увидела информацию в Telegram еще весной. «Поняла, что нужно что-то делать. Мы – не аполитичные люди, стараемся донести, что если вы не интересуетесь политикой, то она будет интересоваться вами. Если бы была мужиком – пошла бы добровольцем», – утверждает наша собеседница.

Анфиса случайно увидела информацию месяц назад. Смеется: «Мне тоже страшно от вида этой техники, хотя я шить умею. Но бытовые машины и производственные – разные вещи, пока я на «вы» с аппаратом. Почему? Когда ситуация усугубилась, до меня четко дошло: мужчины пошли выполнять свою мужскую функцию, ну а я буду выполнять женскую. Я – просто мама двух детей».

Алена недавно прошла обучение. «У меня сын на передовой, мне ничего не тяжело. Он ушел 2 октября, не военный, обычный строитель, 31 год. Но и до этого я вязала носки для фронта, еще с марта. Кто я? Бухгалтер», – рассказывает женщина.

Ирина Николаевна представилась просто: «Я – бабушка». Тут она с мая. Пенсионерка убеждена: «Надо помогать. Узнала от подруги. Просто не могла пройти мимо».

Марина увидела информацию об «Ангелах» на канале блогера и писателя Дмитрия Пучкова. «Я швея, шила пальто, шторы, – говорит она. – Поняла, что какие-то свои умения я должна приложить. В день могу 5 носилок сшить. Насколько я знаю, они пользуются спросом. Скажут снаряды делать – будем делать».

Юный волонтер Лиза сама искала, куда приложить свои силы, была такая потребность. «Душа болит, хочется помочь, – признается она. – Мне 24 года. У меня жених за этим очень следит с 2014 года, я от него все знаю, поэтому 24 февраля для меня не было никаких вопросов, что же все-таки делать дальше. Раньше работала в IT-компании тестировщиком, сейчас работаю здесь. Я делаю самый первый этап – нарезку комплекта носилок».

Лариса – пенсионерка, профессиональная швея. Она говорит: «Не могу сидеть дома перед телевизором, когда страна в опасности. Если это кому-то поможет, то и я буду помогать. Мы стараемся не плакать, быть позитивными».

Вероника, куратор точки на Елизарова, работает здесь с августа. «Я товаровед, инженер связи, логист. Узнала об «Ангелах» из блога, стала искать, вышла на Владу. Как можно быть безучастным, это наше общее дело. Нельзя прятаться, мы делаем то, что можем все вместе сделать. Спасать людей», – подчеркивает Вероника.

Просто «Фома»

Носилки имеют имя – «Фома 180». Потому что нынешнюю конструкцию разработал вместе с товарищами инструктор учебного центра «Территория безопасности» молодой, но уже ветеран Фома Киняев. Он просит называть себя именно так, и под этим именем его знают тысячи людей в стране.

«Да, идея создания таких носилок пришла мне после того, как увидел подобные на снабжении французского иностранного легиона. Но те не имели ручек, что существенно ограничивало их потенциал в применении. Основным преимуществом этих носилок (помимо их малого веса и объема) является простота изготовления и обслуживания, что и послужило стимулом к поиску более подробной информации о них и созданию эскиза», – рассказал Фома «Петербургскому дневнику».

Он проводит постоянные онлайн- и офлайн-лекции по применению носилок, причем выясняется, что они могут служить и маскировочной сеткой, и переноской для грузов – область применения неисчерпаема!

«Мы с Лосем, моим другом и соратником по «ТакМеду» (тактическая медицина), оказавшему мне большую помощь в создании носилок, в начале СВО передали эскизы на них «Ангелам». Я же продолжил заниматься именно проектировкой снаряжения по линии «ТакМед», результатом которой являются высоко оцененный в войсках подсумок под индивидуальную аптечку бойца второго эшелона и, к сожалению, пока еще находящийся на бумаге рюкзак санитарного инструктора. Важных и нужных вещей для наших парней, которые можно делать руками добровольцев, очень много. Но мало людей, готовых это организовать. Наши позиции подвергаются обстрелу со стороны вражеской артиллерии, и при этом утрачивается имущество бойцов. А там очень нужны, помимо высокотехнологичных приборов типа тепловизионных прицелов или квадрокоптеров, обычные теплые вещи. Даже элементарные теплые стельки бойцам уже в радость будут», – рассказал Фома Киняев.

Все желающие помочь личным участием в сборке и пошиве носилок, подсумков для них, балаклав, ковриков могут обращаться в «Золотые руки ангела». Связь через группу в Telegram Волонтерское движение «Золотые руки ангела» или в группе «ВКонтакте».

Закрыть