Как обновить навигатор по духовной жизни: малый экскурсионный маршрут по храмам Петербурга
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (наб. реки Монастырки, 1).
Всем известно, что Петр I собственноручно выбирал место для этого монастыря, с которого, можно сказать, и началась религиозная жизнь в новой столице. Но мало кто знает, что самым первым каменным храмом в лавре (и в городе, кстати, тоже), является храм Благовещения Пресвятой Богородицы (расположенный у главных ворот монастыря), мимо которого горожане обычно проходят, не останавливаясь.
Возведен он в 1717 году. Но интересен храм не только тем, что представляет собой редкий и «незамутненный» образец архитектуры петровских времен. Именно в нем были помещены мощи святого благоверного князя Александра Невского после их перенесения в Северную столицу. И находились они здесь до 1790 года, когда их переместили в Свято-Троицкий собор. В котором, между прочим, сейчас хранится еще одна святыня города – так называемая блокадная икона Богородицы. Этот образ в блокаду находился в Князь-Владимирском соборе, и перед ним молились ленинградцы. Кстати, в конце нынешнего года Свято-Троицкий храм будет закрыт на реставрацию, и мощи Александра Невского вновь на время вернутся в Благовещенскую церковь.
Еще одним «незаметным» объектом лавры является храм в честь святого благоверного князя Федора Новгородского, возведенный в 1748 году. Он уникален тем, что это единственный православный храм в мире, освященный в честь старшего брата Александра Невского. На втором этаже церкви находится реликварий (иконы с мощами святых), а на первом – усыпальница с могилами представителей царской грузинской фамилии, российских государственных деятелей и церковных иерархов.
С этим храмом связана одна глубокомысленная история. Сейчас в нем завершается реставрация, длившаяся около 20 лет. В советское же время здесь располагалась лаборатория вакуумной металлургии, и специально для этого здание разделили на несколько этажей. И в алтарной части торцы балок перекрытий были вбиты в лики Спасителя и апостолов, изображенных на настенной фреске. Не пострадал только Иуда…
Дацан Гунзэчойнэй (Приморский проспект, 91)
Этот буддийский храм считается самым северным на планете и самым крупным (и к тому же первым) в Европе. Кроме того, это единственный в мире дацан, построенный пусть и с соблюдением традиционных архитектурных приемов, но при этом в четко выраженном петербургском стиле северного модерна. Что впрочем, и не удивительно, ведь его архитектором был Гавриил Барановский, прославившийся, в частности, как автор знаменитого Елисеевского магазина.
Строительство дацана началось в 1903 году, а его завершение должно было быть приурочено к 300-летию Дома Романовых. Работы, правда, затянулись (они были закончены лишь в 1915 году), но дацан все равно стал одним из символов поликультурности столицы Российской империи.
В советское время в здании размещались физкультурная база, военная радиостанция и лаборатория Зоологического института АН СССР. Сейчас в нем полностью восстановлены исторические интерьеры. Но при этом на втором этаже дацана сохранились уникальные витражи с растительным орнаментом, выполненные по эскизам Николая Рериха и доступные для осмотра даже в индивидуальном порядке. В храме ежедневно проводятся службы (хуралы) – в 10.00 и в 15.00, – на которых могут присутствовать все желающие. При проведении хуралов используются тибетский, бурятский и монгольский языки, а также санскрит. А в качестве музыкального сопровождения – барабаны, колокольчики и даже большая морская раковина. Кроме того, ламы готовы проконсультировать посетителей относительно лечения с применением тибетской медицины, а также составления астрологических прогнозов.
Большая Хоральная синагога (Лермонтовский проспект, 2)
Разрешение на строительство было дано лично императором Александром II. Он же утверждал и архитектурный проект. В частности, по его указу размеры здания были значительно уменьшены, по сравнению с первоначальными. Тем не менее петербургская синагога считается второй по величине в Европе и самой крупной в России: она рассчитана на 1200 мест.
Здание возведено в несвойственном для Петербурга стиле – мавританском, но архитекторам (И. Шапошникову и Л. Бахману) удалось отлично вписать его в квартальную застройку. Строительство продолжалось около 15 лет и было закончено в 1893 году. За это время на том же участке была возведена еще и малая синагога. Оба здания доступны для туристов, но только в составе организованных групп. Заказать экскурсию можно на сайте синагоги.
Соборная мечеть (Кронверкский проспект, 7)
Это еще один выдающий образец не только многоконфессиональности Петербурга, но и его «полиархитектурности». Ведь авторами проекта являются такие мастера модерна, как Николай Васильев, Александр Фон Гоген и Стефан Кричинский. И это при том, что за основу был взят мавзолей Тамерлана в Самарканде. Мечеть является одной из самых крупных в Европе: ее вместимость – 6500 человек.
Строительство началось в 1910 году, а закончилось в 1920 году. Но уже в скором времени мечеть была отдана под пекарню, а затем – под склад медикаментов. Сейчас там завершается очередная реставрация, после которой на пол будет уложен уникальный по своим размерам сплошной ковер – подарок стамбульского муфтията. Из исторического внутреннего убранства сохранилась голубая майолика вокруг сакральной ниши (майолика же на фасаде, куполе и минаретах из-за разрушений, вызванных питерским климатом, заменена на технический фарфор), а также огромная люстра из матового стекла, которая никогда не снималась (даже в блокаду).
Мечеть открыта для паломником и туристов. Кроме того, есть отдельные экскурсионные программы для групп и индивидуальных посетителей.
Храм святого преподобного мученика Андрея Критского (Рижский проспект, 9) и Музей христианской культуры (переулок Лодыгина, 5)
Храм входит в комплекс исторических зданий Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне АО «ГосЗнак). Он был построен в 1892 году на средства работников предприятия в память о спасении Александра III и императорской семьи при крушении поезда возле станции Борки в 1888 году. Храм тесно связан с именем петербургского святого Иоанна Кронштадского, который принимал деятельное участие в его закладке и освящении.
По своим внутренним убранству и архитектуре церковь можно назвать уникальной для Петербурга – это своего рода «частичка» давно исчезнувшей Византии. Тем более что в храме находится множество частичек мощей прославленных святых (например, Спиридона Тримифунтского, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Кирилла и Мефолия, равноапостольных Константина и Елены). Храм является подворьем Константино-Еленинского женского монастыря, расположенного в Ленинградской области.
Но главное, что при этом храме существует единственный в стране Музей христианской культуры. Его экспозиция включает в себя залы, посвященные русским иконам XVII-начала ХХ веков (порядка 700 экспонатов, которые к тому же можно изучать в непосредственной близости), духовной живописи итальянского Возрождения, семье Николая II (представлены личные вещи, в том числе игрушки детей) и творчеству Фаберже (в коллекцию включены не только ювелирные украшения, но и обыденные предметы амуниции для солдат русской армии времен Первой Мировой войны). Кроме того, готовится к открытию зал, посвященный императору Константину Великому, где будут представлены предметы, относящиеся к раннехристианским временам.
Собор Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский проспект, 20)
Сложно представить, но нет точных данных, кто является архитектором этого одного из самых значимых и старых в городе храмов, возведенного в первой трети XVIII века (прихожанами которого в разное время, например, были Федор Достоевский, Лев Гумилев и Дмитрий Лихачев, и, кроме того, здесь отпевали Арину Родионовну, няню Пушкина). Есть лишь предположения, что им мог быть племянник великого Трезини – Пьетро.
Но зато точно известно, что в верхней церкви собора находится единственный сохранившийся в России барочный иконостас с богатой и вычурной резьбой работы самого Растрелли. Этот иконостас, кстати, был передан в собор в начале XIX века из церкви Аничкова дворца, после того как стиль барокко вышел из «моды». И поэтому сложилась уникальная ситуация, когда в одном приделе оказалось сразу два барочных иконостаса: тот, что был изначально, тоже сохранился, и он развернут в сторону алтаря. Что же касается икон собора, то среди них много старинных и при том имеющих причудливую и одновременно трагическую судьбу.
Примечательно также и то, что колокольня храма (ее возвел в 1783 году Джакомо Кваренги, а позднее надстроил Франц Руска) сегодня является одной из лучших обзорных площадок города, открытой для всех посетителей. Ведь она находится на высоте около 49 метров, и для того чтобы там оказаться, предстоит преодолеть 212 ступенек. Общая же высота колокольни составляет 65 метров.