Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Как обновить навигатор по духовной жизни: малый экскурсионный маршрут по храмам Петербурга

Даже хорошо известные петербургские храмы могут подарить немало открытий. Это значит, что интересное духовное путешествие можно совершить, не выезжая за пределы нашего города. При помощи Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга «Петербургский дневник» составил малый экскурсионный маршрут: он позволит не только освежить в памяти известные сведения о знаковых объектах, но и узнать что-то новое
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (наб. реки Монастырки, 1).

Всем известно, что Петр I собственноручно выбирал место для этого монастыря, с которого, можно сказать, и началась религиозная жизнь в новой столице. Но мало кто знает, что самым первым каменным храмом в лавре (и в городе, кстати, тоже), является храм Благовещения Пресвятой Богородицы (расположенный у главных ворот монастыря), мимо которого горожане обычно проходят, не останавливаясь.

Возведен он в 1717 году. Но интересен храм не только тем, что представляет собой редкий и «незамутненный» образец архитектуры петровских времен. Именно в нем были помещены мощи святого благоверного князя Александра Невского после их перенесения в Северную столицу. И находились они здесь до 1790 года, когда их переместили в Свято-Троицкий собор. В котором, между прочим, сейчас хранится еще одна святыня города – так называемая блокадная икона Богородицы. Этот образ в блокаду находился в Князь-Владимирском соборе, и перед ним молились ленинградцы. Кстати, в конце нынешнего года Свято-Троицкий храм будет закрыт на реставрацию, и мощи Александра Невского вновь на время вернутся в Благовещенскую церковь.

Еще одним «незаметным» объектом лавры является храм в честь святого благоверного князя Федора Новгородского, возведенный в 1748 году. Он уникален тем, что это единственный православный храм в мире, освященный в честь старшего брата Александра Невского. На втором этаже церкви находится реликварий (иконы с мощами святых), а на первом – усыпальница с могилами представителей царской грузинской фамилии, российских государственных деятелей и церковных иерархов.

С этим храмом связана одна глубокомысленная история. Сейчас в нем завершается реставрация, длившаяся около 20 лет. В советское же время здесь располагалась лаборатория вакуумной металлургии, и специально для этого здание разделили на несколько этажей. И в алтарной части торцы балок перекрытий были вбиты в лики Спасителя и апостолов, изображенных на настенной фреске. Не пострадал только Иуда…

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Дацан Гунзэчойнэй (Приморский проспект, 91)

Этот буддийский храм считается самым северным на планете и самым крупным (и к тому же первым) в Европе. Кроме того, это единственный в мире дацан, построенный пусть и с соблюдением традиционных архитектурных приемов, но при этом в четко выраженном петербургском стиле северного модерна. Что впрочем, и не удивительно, ведь его архитектором был Гавриил Барановский, прославившийся, в частности, как автор знаменитого Елисеевского магазина.

Строительство дацана началось в 1903 году, а его завершение должно было быть приурочено к 300-летию Дома Романовых. Работы, правда, затянулись (они были закончены лишь в 1915 году), но дацан все равно стал одним из символов поликультурности столицы Российской империи.

В советское время в здании размещались физкультурная база, военная радиостанция и лаборатория Зоологического института АН СССР. Сейчас в нем полностью восстановлены исторические интерьеры. Но при этом на втором этаже дацана сохранились уникальные витражи с растительным орнаментом, выполненные по эскизам Николая Рериха и доступные для осмотра даже в индивидуальном порядке. В храме ежедневно проводятся службы (хуралы) – в 10.00 и в 15.00, – на которых могут присутствовать все желающие. При проведении хуралов используются тибетский, бурятский и монгольский языки, а также санскрит. А в качестве музыкального сопровождения – барабаны, колокольчики и даже большая морская раковина. Кроме того, ламы готовы проконсультировать посетителей относительно лечения с применением тибетской медицины, а также составления астрологических прогнозов.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Большая Хоральная синагога (Лермонтовский проспект, 2)

Разрешение на строительство было дано лично императором Александром II. Он же утверждал и архитектурный проект. В частности, по его указу размеры здания были значительно уменьшены, по сравнению с первоначальными. Тем не менее петербургская синагога считается второй по величине в Европе и самой крупной в России: она рассчитана на 1200 мест.

Здание возведено в несвойственном для Петербурга стиле – мавританском, но архитекторам (И. Шапошникову и Л. Бахману) удалось отлично вписать его в квартальную застройку. Строительство продолжалось около 15 лет и было закончено в 1893 году. За это время на том же участке была возведена еще и малая синагога. Оба здания доступны для туристов, но только в составе организованных групп. Заказать экскурсию можно на сайте синагоги.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Соборная мечеть (Кронверкский проспект, 7)

Это еще один выдающий образец не только многоконфессиональности Петербурга, но и его «полиархитектурности». Ведь авторами проекта являются такие мастера модерна, как Николай Васильев, Александр Фон Гоген и Стефан Кричинский. И это при том, что за основу был взят мавзолей Тамерлана в Самарканде. Мечеть является одной из самых крупных в Европе: ее вместимость – 6500 человек.

Строительство началось в 1910 году, а закончилось в 1920 году. Но уже в скором времени мечеть была отдана под пекарню, а затем – под склад медикаментов. Сейчас там завершается очередная реставрация, после которой на пол будет уложен уникальный по своим размерам сплошной ковер – подарок стамбульского муфтията. Из исторического внутреннего убранства сохранилась голубая майолика вокруг сакральной ниши (майолика же на фасаде, куполе и минаретах из-за разрушений, вызванных питерским климатом, заменена на технический фарфор), а также огромная люстра из матового стекла, которая никогда не снималась (даже в блокаду).
Мечеть открыта для паломником и туристов. Кроме того, есть отдельные экскурсионные программы для групп и индивидуальных посетителей.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Храм святого преподобного мученика Андрея Критского (Рижский проспект, 9) и Музей христианской культуры (переулок Лодыгина, 5)

Храм входит в комплекс исторических зданий Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне АО «ГосЗнак). Он был построен в 1892 году на средства работников предприятия в память о спасении Александра III и императорской семьи при крушении поезда возле станции Борки в 1888 году. Храм тесно связан с именем петербургского святого Иоанна Кронштадского, который принимал деятельное участие в его закладке и освящении.

По своим внутренним убранству и архитектуре церковь можно назвать уникальной для Петербурга – это своего рода «частичка» давно исчезнувшей Византии. Тем более что в храме находится множество частичек мощей прославленных святых (например, Спиридона Тримифунтского, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Кирилла и Мефолия, равноапостольных Константина и Елены). Храм является подворьем Константино-Еленинского женского монастыря, расположенного в Ленинградской области.

Но главное, что при этом храме существует единственный в стране Музей христианской культуры. Его экспозиция включает в себя залы, посвященные русским иконам XVII-начала ХХ веков (порядка 700 экспонатов, которые к тому же можно изучать в непосредственной близости), духовной живописи итальянского Возрождения, семье Николая II (представлены личные вещи, в том числе игрушки детей) и творчеству Фаберже (в коллекцию включены не только ювелирные украшения, но и обыденные предметы амуниции для солдат русской армии времен Первой Мировой войны). Кроме того, готовится к открытию зал, посвященный императору Константину Великому, где будут представлены предметы, относящиеся к раннехристианским временам.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Собор Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский проспект, 20)

Сложно представить, но нет точных данных, кто является архитектором этого одного из самых значимых и старых в городе храмов, возведенного в первой трети XVIII века (прихожанами которого в разное время, например, были Федор Достоевский, Лев Гумилев и Дмитрий Лихачев, и, кроме того, здесь отпевали Арину Родионовну, няню Пушкина). Есть лишь предположения, что им мог быть племянник великого Трезини – Пьетро.

Но зато точно известно, что в верхней церкви собора находится единственный сохранившийся в России барочный иконостас с богатой и вычурной резьбой работы самого Растрелли. Этот иконостас, кстати, был передан в собор в начале XIX века из церкви Аничкова дворца, после того как стиль барокко вышел из «моды». И поэтому сложилась уникальная ситуация, когда в одном приделе оказалось сразу два барочных иконостаса: тот, что был изначально, тоже сохранился, и он развернут в сторону алтаря. Что же касается икон собора, то среди них много старинных и при том имеющих причудливую и одновременно трагическую судьбу.

Примечательно также и то, что колокольня храма (ее возвел в 1783 году Джакомо Кваренги, а позднее надстроил Франц Руска) сегодня является одной из лучших обзорных площадок города, открытой для всех посетителей. Ведь она находится на высоте около 49 метров, и для того чтобы там оказаться, предстоит преодолеть 212 ступенек. Общая же высота колокольни составляет 65 метров.