Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как в Петербурге открывали памятник министру путей сообщения

Памятник князю Хилкову теперь встречает посетителей железнодорожного музея

Во вторник в Петербурге открыли памятник царскому министру путей сообщения князю Михаилу Хилкову. Дата неслучайна – 185 лет назад, 30 октября, заработала первая в России железная дорога, соединившая Петербург и Царское Село. Началась новая эпоха, преобразившая Россию. Впереди были и Николаевская (Октябрьская) железная дорога, и Транссибирская магистраль, и Китайско-восточная. И большая часть этих грандиозных строек прошла под управлением Михаила Хилкова.

Губернатор Александр Беглов, выступая на открытии памятника, назвал Хилкова одним из лучших министров царской России.

«За десять лет работы он увеличил протяженность железных дорог в два раза: с 35 тысяч километров до 66 тысяч, соединил центр с Дальним Востоком, – напомнил губернатор. – Начинал со слесаря и простого рабочего, несмотря на княжеский титул. В 1861 году, после отмены крепостного права, все свои земли отдал крестьянам безвозмездно. А в России, помимо железных дорог, старался строить еще и автомобильные, понимая, насколько это важно для будущего страны».

Напомним, что Михаил Хилков ушел в отставку после революции 1905 года, а умер в 1909-м. Автомобильное движение тогда только зарождалось. А карьеру он начинал на американской Трансатлантической магистрали, потом строил железную дорогу в Аргентине, потом работал на паровозном заводе в Ливерпуле. Весь этот опыт пригодился в России, где пришлось не только строить, но и изобретать новые способы переправы: рельсы на льду, паромы через Байкал. Первые правила технической безопасности для железнодорожников и первый профессиональный праздник – День путейца – тоже появились при его активном участии.

Среди 17 эскизов памятника победил проект архитектора Михаила Корси и скульптора Александра Таратынова. Голосование было народным – в официальной группе музея в социальной сети. В голосовании приняли участие три тысячи человек. За проект архитектурной мастерской «Корси» проголосовали 1158 человек. В церемонии открытия участвовали не только губернатор и руководитель Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин, но и железнодорожники: диспетчеры, проводники, машинисты. Все в парадной форме: мундирах, черных кепи и красных беретах, в белых перчатках, а у девушек-проводниц имелись при себе еще и мини-сумочки для служебных смартфонов, висящие на красных портупеях.

Зато сам министр был «одет» неказисто: короткие сапоги, шинель и посох. Кусок железнодорожной колеи под ногами. И взгляд, устремленный вдаль. Таким увидел его скульптор. И недаром начальник ОЖД Виктор Голомолзин заявил, что князь Хилков «сумел заглянуть в будущее на несколько столетий».

Увидеть памятник сможет любой желающий – он стоит недалеко от входа в Музей железных дорог. Напомним, музей был открыт пять лет назад и уже зарекомендовал себя как лучший железнодорожный музей в стране. А сейчас в нем проходит выставка, посвященная юбилею Царскосельской железной дороги. Здесь выставлены архивные документы, старинные географические карты, живопись и гравюры, исторические костюмы и модели паровозов. Экскурсоводы рассказывают, кто и как уговорил Николая I приступить к строительству, как доставляли в Россию из Англии первый паровоз и как реагировала на него простая публика. Выставка проработает до 10 апреля.

Закрыть