Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

«Все упирается в мотивацию самого человека»: как в Петербурге помогают бездомным

Корреспонденту «Петербургского дневника» рассказали и показали, как администрация города подходит к проблеме бездомных и возвращению их к нормальной жизни
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Эту сложную задачу правительство еще в 1997 году поручило Центру учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства.

Поговорить и понять

«У нас есть несколько направлений. Первичное – пункты обогрева, мы их устанавливаем ежегодно с 15 октября по 15 апреля. Иногда продлеваем срок работы из-за погодных условий», – рассказывает по пути к одному из них заместитель директора Центра учета Антонина Ковалева.

Пункт представляет собой большую утепленную палатку. Конкретно эта находится на Витебской-Сортировочной улице, 36-40, а всего их восемь в разных районах города. Также другие пункты оборудованы стационарно при учреждениях социального обслуживания.

Сейчас утро, никого нет. Внутри стоит тепловой генератор, работающий на солярке. Рядом с палаткой небольшой домик, где дежурит сторож, там хранятся матрасы, одеяла и продукты питания.

«Сюда может прийти абсолютно любой человек без каких-либо документов, у него спросят только имя. Здесь он сможет переночевать и поесть. Также ему будет предложена комплексная помощь по полному возвращению с улицы: восстановление документов, оформление индивидуальной программы социального обслуживания и так далее. Очень важно, чтобы человек действительно этого хотел», – объясняет Антонина Ковалева.

«Таких людей, наверное, не очень много?» – спрашиваем мы.

«На самом деле да. Помощь бездомному – вообще сложная задача. Если начал, то бросать нельзя. Но все всегда упирается в мотивацию самого бездомного. Без нее не стоит даже братья за, казалось бы, благородное дело – иначе можно навредить, – объясняет заместитель директора Центра учета. – Люди часто нам звонят с просьбой забрать человека с улицы. Но перед этим нужно четко понять, хочет ли он этого сам. Это легко можно сделать без риска для себя и бездомного. Насильно увезти его никуда нельзя. Но поговорить, понять, в чем он нуждается, попытаться именно предложить помощь – можно».

Если человек без определенного места жительства соглашается принять такую помощь, то тогда специалисты составляют маршрут его социального сопровождения, расставляют приоритеты.

«Чаще необходима либо срочная медицинская помощь, либо восстановление документов, что бывает очень сложно. Нужно найти хотя бы просто следы пребывания человека на этом свете! Идут в ход отпечатки пальцев, разнообразные запросы: место рождения, данные родственников, место обучения... Далеко не всегда достигаем успеха, на данный момент это около 60 процентов случаев», – отмечает Антонина Ковалева.

Что интересно, самый сложный период – это даже не зима, а весна.

«На улице теплеет, но перепады температур все еще очень серьезные. Опытные бездомные выходят из своих «зимовий» и снова ночуют на улице. Именно весной мы видим самое большое количество обморожений, после чего очень многие становятся инвалидами. Для таких людей у нас есть специальное подразделение – отделение временного проживания», – добавляет собеседница «Петербургского дневника».

Причины и решения

Антонина Ковалева делится своей версией, почему люди оказываются на улице. А также рассказывает о возможных мерах по устранению этой проблемы в более-менее глобальном масштабе.

«Первая причина – нездоровый образ жизни, усугубляющийся со временем, – констатирует специалист. – До 30 лет при наличии родственников практически любой человек может его вести без особого социального вреда. Но рано или поздно это начинает сказываться негативно: на работе он не задерживается, если создает семью, то она распадается, а у родственников растет раздражение, и в определенный момент они просто отказываются помогать. Человек попадает во все более маргинальные круги и места, последним из которых становится улица».

«Многих родственники выгоняют из дома?» – задаем вопрос мы.

«Такие случаи не редки, – отвечает заместитель директора Центра учета. – Часто семейные конфликты приводят и к самостоятельному уходу из дома. Или, да, близкие выгоняют, «забывают» забрать из больницы очень пожилых родственников и так далее. Но это длинный путь. Более коротким является криминал. Про черных риелторов знают все, но сейчас они ушли в тень. Хотя потерявших недвижимость в результате мошенничества все равно еще достаточно. Однако более распространенный вариант – попадание в места лишения свободы. После освобождения очень многие теряют как все социальные связи, так и жилплощадь, и им просто некуда идти».

Проблему можно решить только комплексно, считает Антонина Ковалева.

«На мой взгляд, необходима очень масштабная пропаганда укрепления родственных и социальных связей, – подчеркивает она. – Также стоит повышать финансовую и юридическую грамотность населения. Мы совместно с Министерством юстиции занимаемся этим – организовали мобильный консультационный пункт, где любой желающий может узнать и сделать все, что связано с документами. С 17 октября начали выезды, обычно по местам раздачи еды. Выдаем памятки, подготовленные материалы. А если человек готов рассказать о себе, то можем и помочь восстановить документы».

Разные варианты

«Здесь находятся люди, которые не могут жить самостоятельно. Конечной целью пребывания является подготовка к медицинской экспертной комиссии, оформление инвалидности и дальнейшая отправка в социальные учреждения стационарного типа», – говорит Антонина Ковалева на подъезде к отделению временного проживания.

Состояние здоровья здешних жильцов понятно и без ее слов: надписи на табличке продублированы шрифтом Брайля, а ко входу подведен пандус...

Сюда может попасть как раз тот, кто согласился на комплексную помощь и чью личность удалось установить. Подопечные живут здесь по два-три человека в комнате. Есть, конечно, медицинский кабинет, столовая, а также досуговая комната, где жильцы могут поиграть в шахматы, помузицировать и даже покормить рыбок в аквариуме.

«Как только медицинские организации, с которыми мы сотрудничаем, завершают всю работу по документообороту, подопечные отправляются на постоянное проживание в соответствующие учреждения. Ежегодно удается это сделать около 80 гражданам. Это очень много, так как больной человек возвращен с улицы навсегда», – отмечает заместитель директора Центра учета.

А что с теми, кому особая помощь не нужна?

«Они могут отправиться в дома ночного пребывания, – поясняет Антонина Ковалева. – Это отдельная программа сроком на полгода. Человек получает крышу над головой, питание и помощь в решении наиболее важных проблем. Также он может подать заявку на получение специализированного жилищного фонда в жилищные отделы администраций районов».

И снова мотивация

Расстояние между объектами Центра учета немаленькие, поэтому мы продолжаем обсуждения наиболее важных проблем бездомных. Например, почему некоторые люди именно со злостью относятся к бездомным, хотя и понимают, что почти все бездомные абсолютно безвредны.

«Дело в том, что каждый заинтересован в решении своих личных вопросов, и это нормально. В общественных проблемах участвует лишь небольшой круг людей. К тому же здесь срабатывает обычный защитный механизм, так как бездомные часто грязные, неухоженные, возможно, заразные. Когда человек видит бездомного в парадной, для него это вторжение в личное пространство», – говорит Антонина Ковалева.

Что важно – желающих помочь бездомным тоже немало. И в основном это волонтеры некоммерческих организаций (НКО).

«У них есть возможность привлечения средств для оказания быстрой адресной помощи. Но проблема в том, что они также сильнее подвержены даже небольшим изменениям в политической и общественной жизни, – добавляет наша собеседница. – Что касается Центра учета, то мы – казенное учреждение. Наша основная задача – обеспечить постоянное жизнеустройство человека. Но с НКО у нас давние и эффективные связи. Мы помогаем друг другу в решении сложных вопросов».

Тем временем мы приехали в отделение социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Пространство напоминает студенческое общежитие, только коридор не прямой, а закольцованный. Здесь проживают по два-три человека в комнате, при этом у каждой есть отдельный душ и санузел.

«Наша программа также рассчитана на полгода. Подопечные получают проживание, питание. Чтобы попасть сюда, нужен паспорт, справка об освобождении, медицинский документ и индивидуальная программа», – рассказывает заведующая отделением социальной адаптации СПб ГКУ «Центр учета» Наталья Смирнова.

По ее словам, первичной целью является именно постоянное официальное трудоустройство подопечных. А кто-то заводит отношения, что является успехом уже именно психологической адаптации, с которой здесь также оказывают помощь.

«Основная сложность в нашей работе – нежелание подопечных трудиться, очень сложно уговорить предпринять усилия для интеграции в общество. Если за полгода у них этого все же не получилось, они могут отправиться в дома ночного проживания», – резюмируют специалисты.

На заметку

В этом году в Центре учета зарегистрировались 3811 бездомных, а всего за 25 лет работы за помощью обратились более 150 тысяч, почти 98 тысяч из которых поставлены на учет.

Закрыть