Какие картины с Анатолием Папановым снимали на «Ленфильме»
Анатолий Папанов прожил всего 64 года, сыграл более чем в 70 фильмах и множестве спектаклей московского Театра сатиры.
Московско-ленинградский артист
Трудно представить, что человек, запомнившийся в основном комедийными ролями и мастерским озвучиванием Волка из «Ну, погоди!», хранил в душе страшные воспоминания: о войне, куда он угодил 19-летним солдатом-пехотинцем, о погибших на его глазах друзьях. После тяжелого ранения солдата Папанова комиссовали вчистую и, как ни рвался он обратно на фронт, отправили в тыл. В театральный институт сержанта Папанова приняли сразу на второй курс, хотя вступительный экзамен (басню) он прочел, по собственному признанию, очень плохо. Но в институте почти не осталось мужчин... Велели только исправить хромоту после ранения – и он исправил.
Жизнь Анатолия Папанова неразрывно связана с московским Театром сатиры, а самые яркие роли, по оценке кинокритиков, – в «Человеке ниоткуда», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовой руке», «12 стульях» – он сыграл на «Мосфильме». Но и на «Ленфильме» он был частым гостем: снялся в 15 кинофильмах, начиная еще с тех времен, когда на ленфильмовской заставке не было кораблика.
Многие из этих картин сейчас незаслуженно забыты: им уделяют внимание только киноблогеры. Качество тоже вызывает вопросы: фильмы снимались на черно-белую пленку вплоть до середины семидесятых. Но именно «Ленфильму» мы обязаны тем, что хорошие ленинградские писатели не преданы забвению, так как их книги были экранизированы. Например, автор повести «Родная кровь» Федор Кнорре родился еще в Санкт-Петербурге, а потом играл в ленинградском цирке и работал в газете «Смена». Фильм рассказывает о любви во время войны и о танкисте, усыновившем трех детей после смерти любимой женщины. Папанов играет тут отца ребятишек, в котором слишком поздно пробудились отцовские чувства. Сюжет перекликается с ленфильмовской же картиной «Мать и мачеха», в которой Папанов будет играть год спустя.
В фильме «Порожний рейс», поставленном по рассказу ленинградца Сергея Антонова, Анатолий Папанов исполнил роль директора сибирского леспромхоза – проходимца и негодяя. Положительного героя – журналиста – в фильме играл Александр Демьяненко, еще не ставший Шуриком.
Потом был фильм «Иду на грозу», снятый по повести Даниила Гранина. Анатолий Папанов сыграл не самую заметную роль руководителя физической лаборатории, зато запомнился афоризмом: «В электронике одно из первых мест занимает кувалда».
Отражение советской эпохи
Потом была уже главная роль – чеховского врача Ионыча в фильме «В городе С.» Здесь Папанов обзавелся очками и бородкой.
Герой еще одной ленфильмовской картины – профессор Горностаев в фильме «Любовь Яровая». Пьесу Константина Тренева экранизировали трижды, но фильм 1970 года оказался самым популярным. Роль профессора (здесь Папанов предстает с бородой, но без очков) могла бы разойтись на афоризмы благодаря хотя бы фразе «Пустите Дуньку в Европу», которую произносит профессор, наблюдая за хаотичной эмиграцией 1920-х годов. «Декорациями» стали старые ленинградские улицы. Фильм снимал Владимир Фетин, известный по постановке «Полосатого рейса». Он же задействовал Анатолия Папанова еще в одном революционном фильме – «Виринея», где Папанов играл деревенского попа. Тогда снималось много фильмов, посвященных революции и первым годам советской власти, потому что в 70-м году отмечалось столетие Ленина.
«Разрешите взлет» – фильм, в котором Анатолий Папанов сыграл главную роль – пожилого, но очень опытного летчика, сумевшего посадить самолет без шасси и перевоспитать молодого легкомысленного коллегу.
Досталась ему главная роль и в трагикомедии «Одиножды один». Здесь уже нет ничего героического: герой – престарелый ловелас подводит итог своей жизни и пытается вернуться то к одной, то к другой брошенной жене. Действие фильма начинается в Киеве, а снималось-то кино на ленинградском речном вокзале.
А вот в фильме «День приема по личным вопросам» (еще одна главная роль Папанова) снималась Москва, хотя работала ленинградская студия. Мало того: там мелькали фасады того самого дома, который позже задействуют в «Служебном романе». Анатолий Папанов сыграл руководителя большого предприятия, выбиравшего, что ему важнее: расположение начальства или свои собственные сотрудники. Как и все советские производственные драмы, он отражает реалии полувековой давности, например, квартирный вопрос.
Кем-кем, а артистом-небожителем, который не знает, откуда родится хлеб, Папанов не был никогда. Он рассказывал со смехом, что однажды их труппу, приехавшую в колхоз, перепутали с бригадой колхозников и отправили убирать картошку. Поразительно не то, что сельхозработы затянулись на несколько дней, а итог: труппа перевыполнила план.
Чеховские персонажи
В спортивной драме «Ход белой королевы» (1972 год) Анатолий Папанов играет отца молодой лыжницы Натальи Скуратовой (она же – олимпийская чемпионка Галина Кулакова). Спустя два года на тренировочной базе «Зенита» пройдут съемки спортивного фильма – «Одиннадцать надежд», где Анатолий Папанов превратится уже в тренера футбольной сборной СССР. Правда, ленинградская команда здесь называется «Заря». Чем-то фильм похож на современного «Стрельцова» – например, сценой, как опоздавший на вокзал футболист догоняет поезд на грузовике. А в 1978 году он снова примерил на себя роль тренера – только уже по плаванию, в фильме «Все решит мгновение».
Биографический фильм «Инженер Графтио» (Папанов играет заглавную роль) – это рассказ о строительстве первой советской электростанции. Здесь можно увидеть дореволюционный Петроград, показанный на титрах с помощью старинных открыток, кинохронику самого строительства – а кто захочет, может потом съездить на саму Волховскую ГЭС, где проводят экскурсии.
Пожалуй, самый известный фильм из подборки – «Плохой хороший человек». Прославился он, правда, благодаря Высоцкому, а не Папанову. Анатолий Папанов исполнил здесь роль доктора Самойленко. Это уже второй в его карьере (после Ионыча) типаж чеховского доктора. Вернее, третий – ведь был еще доктор Астров в студенческом театре в 1942 году. Чехов был любимым писателем – Папанов говорил об этом всегда, и на первых своих «подмостках», в госпиталях, он читал раненым бойцам чеховские рассказы.
Оба они похоронены на Новодевичьем кладбище.