Семейный подряд: как в Петербурге работает династия водителей
Водители и кондукторы автобусов – это те люди, которые встречают нас каждое утро и вечером подвозят до дома с работы. По словам главы семейства Александра Тявина, чтобы работать водителем автобуса, необходимо иметь большое терпение и всегда быть внимательным к пассажирам и ситуации на дороге.
Александр за рулем с 1976 года. Всю жизнь работал водителем. Сначала был таксистом, потом возил вахтовиков на Севере. С 2005 года трудится в автобусном парке №7.
«Стараюсь уделять особое внимание пассажирам с детьми, пожилым, инвалидам. Скажем, в салон входит женщина с коляской, по громкой связи прошу людей пропустить ее на площадку. Или уступать место пожилым, – говорит Александр. – Люди разные, и не всегда, особенно когда речь идет о раннем утре, пассажиры внимательны к попутчикам. Но на объявление реагируют, пропускают, уступают».
Он также обратил внимание на то, как изменились за прошедшие годы сами автобусы.
«Если сравнить «Икарусы», на которых работали когда-то, с современными автобусами, то это, конечно, небо и земля. Раньше в «Икарусах» пассажиры в дождь с зонтиками в салоне стояли. Печек не было. Стекла промерзали, там лед в два пальца шириной был. А сейчас автобусы комфортабельные, теплые», – продолжает Александр.
По его словам, настоящим подарком водителям автобусов стала транспортная реформа, которая убрала с дорог маршрутки. Работать стало легче.
«Раньше из-за маршруток к остановке нормально не подъехать. Упрешься в него и стоишь, ждешь, пока наконец освободит место. Приходилось объезжать их, выкручиваться. А сейчас спокойно подъезжаешь к платформе остановки. И тебе удобно, и пассажирам», – отмечает глава трудовой династии.
Уже много лет Александр работает на 114-м маршруте. Он рассказал, что перед сменой водитель встает примерно в час ночи, едет в парк, где надо пройти медицинскую комиссию, проверить техническое состояние автобуса и так далее. Завершив все приготовления, Александр уже в 4:53 принимает первых пассажиров.
«У меня двое сыновей, один работает тут же, в парке, второй планирует в будущем тоже устроиться. И внуки подрастают, не исключено, что они тоже захотят водить автобус», – улыбается он.
Постоянные пассажиры
Супруга Александра Наталья Тявина имеет два высших образования. Много лет работала бухгалтером.
«Работа бухгалтера напряженная и в большей степени связана с документами. А я всегда любила общаться с людьми. Муж рассказал, как в парке хорошо, один раз покаталась с ним, и мне понравилось. Сейчас работаю кондуктором на 39-м маршруте. Мои пассажиры – это люди с уникальной энергетикой. Кто-то едет в аэропорт, предвкушая отпуск или интересную командировку, кто-то впервые приезжает в наш прекрасный город. С ними очень интересно общаться», – рассказывает Наталья.
Раньше она работала на 49-м маршруте, где было много постоянных пассажиров.
«Каждый день в одно и то же время в автобус садилась милая бабушка-блокадница. Она проезжала со мной весь маршрут. Показывала фотографии из семейного архива, рассказывала, как пережила блокаду. Было очень интересно ее слушать. Она не хотела оставаться днем одна в квартире, вот мы с ней и общались, – продолжает Наталья. – Или, к примеру, часто видела женщину, которая везла четырех ребятишек в школу. Успевали с ней тоже немного поговорить. Ее малыши выросли у меня на глазах, сейчас они уже занимаются рекламой и съемками кино».
Она добавила, что к каждому пассажиру нужен свой подход. Каждый едет со своими мыслями, проблемами, но если относиться к человеку хорошо, он тоже ответит тебе добром.
Как за хлебом сходить
Сергей, сын Александра и Натальи, вспоминает, что в 12 лет вместе с братом тайком брали ключи от отцовской машины и катались по двору. Отец всегда был для мальчишек авторитетом, поэтому, даже получив взбучку за «угон» машины, не перестали интересоваться автомобилями. В автобусном парке Сергей работает с 2013 года, тут же нашел свою любовь – Анну, которая тоже работает водителем автобуса.
«Изначально думал, что поработаю в парке какое-то время и займусь чем-то еще. Но когда привыкаешь к ритму работы, для тебя сходить на смену – как за хлебом, просто удовольствие. Уже не сложно, – рассказывает Сергей. – Еще одно важное преимущество – стабильность. Например, в пандемию немало людей потеряли работу. А у всех же кредиты, ипотеки. У нас в парке этого не было. Зарплата всегда точно день в день».
Он обратил внимание, что со временем, находясь за рулем, учишься предугадывать поведение других водителей, чтобы избежать резких рывков, которые могут привести к падению пассажиров в салоне автобуса.
«Бывает, пропускаешь водителя легковушки, заехал на остановку, а он тебя уже не выпускает. А у тебя график и пассажиры, каждый из которых куда-то спешит. Хочу призвать всех быть вежливее и уважать других участников движения», – сказал Сергей Тявин.
Сергей напомнил, что 39-м маршрутом пользуется много гостей города, которые едут от аэропорта до метро. А так же о том, что существует традиция, согласно которой водители 39-ки приветствуют пассажиров словами: «Добро пожаловать в город-герой Ленинград».
В семье все водители
Супруга Сергея Анна рассказала, что в ее семье по мужской линии все были водителями.
«Отец довольно рано научил меня водить машину, я загорелась этим. С детства мечтала стать водителем автобуса. Когда познакомились с супругом, работала диспетчером на автобусной станции. Отправляла его в рейсы каждое утро. Он подробно рассказывал о работе, и я решилась. Теперь работаю водителем», – говорит Анна.
По ее словам, женщине-водителю бывает непросто. Речь не о самом вождении – тут ничего сложного. Когда идет подготовка автобуса к выходу на маршрут, необходимо проверить колеса и другие узлы, что требует определенной физической силы. Все это можно сделать и самой, но муж тоже помогает.
«Хочу попросить пассажиров тоже относиться к водителю с терпением, мы работаем целый день, бывает, устаем, но главную задачу – максимально комфортно довезти пассажиров – делаем, – отмечает Анна. – Я работаю на 65-м маршруте в центре. У нас очень красивый, неповторимый город, давайте наслаждаться им вместе».
Напомним, ежедневно на линию выходит более 1600 автобусов большого и особо большого класса «Пассажиравтотранса». Ежегодно автобусы перевозят более 300 миллионов пассажиров.
До конца года город получит еще 429 новых автобусов. Почти 50 из них – в ближайшие дни.