Яндекс.Метрика
  • Елизавета Аксенова

Киновед Шпагин рассказал, какие конфликты остались за кадром отечественных кинолент

И кто из любимых публикой актеров оказался «принципиальным»

Отечественный кинематограф подарил нам не одну «золотую» киноленту. Великолепная актёрская игра и режиссура создают впечатление единодушия съёмочной группы, но спустя годы многие истории всплывают на поверхность, рассказал ФАН кинокритик, журналист и киновед Александр Шпагин.

Например, неприязнь возникла между Игорем Масленниковым и Василием Ливановым во время создания кинолент о сыщике Шерлоке Холмсе: «Ливанов, как человек с резким, импульсивным характером, скажем так, начал уставать, – рассказал эксперт. – Постепенно нарастало жуткое раздражение друг другом. Масленников пытался мне об этом рассказать, но толком ничего не смог, говорил: «Сложно вспомнить».

Если конфликты возникали, то чаще всего заканчивались тем, что актёра дублировали, как, например, на съёмках «12 стульев», где Гомиашвили задублировали Саранцевым, Никулина – Вициным в «Не может быть!», а также в «Кавказской пленнице», после которой с Моргуновым не желали работать.

«В чем причина конфликта, мне неизвестно, но это была серьёзная история, – отметил кинокритик. – Снимать его [Никулина] стали очень мало. На самом деле этот человек был с достаточно жёстким характером, непростой, в чем-то очень принципиальный. Совсем не тот добрый дедушка, весёлый «анекдотчик», которого мы знаем».

Серьёзный конфликт был у ныне покойной Александры Яковлевой с Павлом Любимовым на съёмках «Гола в Спасские ворота», а также у Зархи и Борисова на съёмках «Двадцати шести дней из жизни Достоевского». Борисов ушёл с картины уже отснявшись – пришлось заменять Солоницыным, а Борисову запретили сниматься на «Мосфильме» в течение пяти лет.

«Когда я спрашивал Альберта Мкртчяна по поводу «Земли Санникова», он сказал: «Я даже не хочу вспоминать этот кошмар. Самая тяжёлая картина в моей жизни», – вспоминает Александр Шпагин. – По большому счёту, наверное, никто в этом не был виноват. Так бывает, когда в товарищах согласия нет – и всё начинает рушиться».