Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

В Русском музее открылась масштабная выставка, посвященная войне в искусстве

В том числе представлены полотна, которые экспонируются впервые
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Накануне в корпусе Бенуа открылась масштабная выставка «Картины военной жизни». На ней представлены 120 предметов из коллекции Русского музея, охватывающие период от Средневековья до середины XX века. Шедевры Виктора Васнецова, Александра Дайнеки и Казимира Малевича расскажут, как мастера прошлого показывали в своих работах войну и ее последствия.

В прошлом году выставка в расширенном составе экспонировалась в филиале Русского музея в Малаге в Испании, где имела большой успех у публики. Экспозиция в корпусе Бенуа стала более емкой – здесь почти нет фарфора и мебели с эпизодами военных сцен. Зато представлены полотна, которые экспонируются впервые.

В Русском музее  отмечают, что новая выставка – это попытка познакомить широкого зрителя с картинами мастеров XIX века, которые и стали основой экспозиции. «Картины военной жизни» стали частью проекта «Художники о войне и мире».

«С самого начала мы задумали эту выставку как диптих – здесь вы можете увидеть картины военной жизни. Напротив, через месяц откроется выставка картин о мирной жизни. Очень интересное соседство получилось: так, дореволюционные вещи находятся рядом с советскими. Кстати, все три советские картины, снятые с валов, – Владимир Серов, «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Михаила Авилова и «Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен в 1577 году» – были созданы в момент патриотического подъема в Великую Отечественную войну», – объясняет куратор проекта заведующий отделом живописи II половины XIX – начала XXI веков Русского музея Павел Климов.

Открывшаяся экспозиция выстроена в соответствии с хронологией: она начинается со становления древнерусского государства, рассказывает о монголо-татарском нашествии, завоевании Казанского ханства Иваном Грозным, Смутном времени. Эта тема в первую очередь отражается в иконописи, например иконе «Чудо Георгия о змие» – самом раннем житийном образе святого Георгия Победоносца.

«Батальная школа живописи сформировалась у нас в середине XIX века, а перед этим военные сюжеты, такие как Куликовская битва, трактовались как исторические сцены, где герои с идеальными фигурами в условных одеждах похожи на античных персонажей», – добавляет Павел Климов.
Следующий зал знакомит гостей с темой Азовских походов и Северной войной со Швецией. Так, сражение русских со шведами при деревне Лесной 28 октября 1708 года изобразил Александр Коцебу. Картина была создана по императорскому заказу и долгое время хранилась на валу – сегодня посетителям ее показали впервые после реставрации.

Суд Пугачева нашел отражение в картине «Взятие Пугачевым Казани» кисти Федора Моллера. «Пугачевские отряды штурмуют Казань, и Моллер изобразил на картине легендарную личность – Мефодия Никитича Кудрявцева, который был в то время генерал-майором и казанским вице-губернатором. Ему было 92 года, и этот Кудрявцев участвовал в походах Шереметьева. Екатерина II называла его бессмертным. Когда она посетила Казань, он добился встречи с ней и подарил ей четверку лошадей, выращенных на своем конном заводе», – рассказывает Павел Климов.


Тема Кавказа нашла отражение в работах князя Григория Гагарина. Рядом – батальные работы о завоевании Средней Азии. «Так, работы Николая Каразина были исполнены по заказу Александра III и писались в 1880-е годы. Каразин выезжал на места военных событий», – добавляет куратор экспозиции.

Одну из главных катастроф XX века – Первую мировую войну можно увидеть в работах Кузьмы Петрова-Водкина «Смотр Измайловскому полку перед отправлением на фронт», «На линии огня» и картине Юрия Пименова «Инвалиды войны». Блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны создатели выставки посвятили отдельный зал.

Выставка продлится до 16 января.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»