Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Проклятье и счастье Театра Комиссаржевской: учреждение отмечает 80-летний юбилей

Сегодня актеры Государственного академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской вспомнят главные вехи истории и сыграют отрывки из любимых спектаклей

Предваряя экскурсию по знаменитой Комиссаржевке, главный режиссер Леонид Алимов интригует: «И счастье, и проклятье нашего театра заключается в том, что он находится внутри потрясающе красивого исторического здания». И добавляет, что до октября 1918 года здесь, в «Пассаже», была самая модная и оснащенная прокатная площадка. Именно поэтому ее и выбрала великая русская актриса Вера Комиссаржевская, которая еще в 1904 году открыла здесь Драматический театр – «театр свободного актера, театр духа».

В МЕДУ И САРКОФАГЕ

Аренда театра оказалась для артистки непосильной. «Она должна была всему белому свету. И, чтобы рассчитаться с долгами, поехала в большой гастрольный тур», – рассказывает режиссер.

Когда театр был в Ташкенте, артисты заболели оспой. Но умерла только Комиссаржевская. Возвращали великую актрису в Петербург с большими трудностями – боялись инфекции. Ее тело положили в свинцовый гроб, залили медом и поместили в саркофаг. Когда поезд прибыл в Петербург, студенты подхватили гроб и понесли его в Александро-Невскую лавру, где актрису и похоронили.

«Маленькая, хрупкая, с очень тихим голосом, Вера Федоровна была настоящей звездой. Человек высоких убеждений, она категорически отказывалась ставить комедии и предъявляла очень строгие требования к драматургии», – говорит Леонид Алимов.

В театре бережно хранят аутентичные стулья, пепельницу и главную реликвию – ее подлинное письмо к артистам. И мечтают создать музей Комиссаржевской.

РОДОМ ИЗ БЛОКАДЫ

«Я готов в пояс кланяться тем людям, что были здесь в блокаду. Представьте: кучка голодных актеров играет спектакли в осажденном городе. Именно они составили первую труппу будущей Комиссаржевки», – открывает еще одну славную страницу истории театра Леонид Алимов.

Он рассказывает: в начале войны оставшиеся в городе актеры по инициативе Ольги Берггольц прочли на Ленинградском радио пьесу Константина Симонова «Русские люди» и затем перенесли ее на сцену. Именно этот спектакль 18 октября 1942 года, в самое суровое время блокады, ознаменовал рождение нового театра – Городского, который зрители сразу нарекли Блокадным. А в 1944 году он был переименован в Ленинградский драматический.

Новая история театра начинается с приходом легендарного Рубена Агамирзяна. Ученик Георгия Товстоногова, он четверть века возглавлял труппу на Итальянской.

«Золотые годы», – говорят об этом времени в театре, который с 1959 года стал носить имя Веры Комиссаржевской. Агамирзян – фронтовик, прошедший всю войну, – умер, сидя в ложе, откуда смотрел спектакль.

«Потом, во время антракта, стали звать врача, но было уже поздно. Он погиб как солдат на посту», – рассказывает Алимов.

КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Сегодня театр выглядит так же, как в 1913 году. Вот только буквы «ер» в надписи «театръ», которая встречает зрителей перед входом в буфет, больше нет. Рабочий, делавший ремонт, решил, что это ошибка, – и убрал ее. Обнаружили пропажу слишком поздно. И, подумав, решили оставить как есть.

Зато все остальное сохранилось с тех времен – начиная от скамеек, на которые можно присесть и обсудить игру артистов, и заканчивая ажурными росписями, светильниками и, конечно, зрительным залом.

«Он очень удобный, сделан по образу и подобию итальянского театра. Здесь отовсюду видно и слышно», – объясняет Леонид Алимов.

Режиссер не скрывает: он сам предпочитает балкон.

«Смотреть сверху – такое наслаждение. А если хочешь рассмотреть сценографию – лучше места нет», – делится опытом Леонид Алимов.

В 1992 году художественным руководителем Комиссаржевки стал Виктор Новиков, работавший завлитом в эпоху Агамирзяна. Он унаследовал идею «театра-дома», однако выстроил новый принцип, основанный на режиссерском и жанровом многообразии.

Сегодня в афише Комиссаржевки более 30 спектаклей по пьесам классиков и произведениям современников, есть место поискам и экспериментам.

Добавим, что 80-летие Государственного академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской сегодня отметят большим актерским вечером, на котором вспомнят главные вехи истории и сыграют отрывки из любимых спектаклей. А в Большом и Малом фойе на видеоэкранах представят ретроспективу жизни театра.

Вадим Зайцев, директор

В январе исполнится ровно 20 лет, как я в театре Комиссаржевской. Когда пришел сюда из Молодежного театра на Фонтанке, у которого тогда еще не было новой сцены, конечно, волновался. Хотя, надо отдать должное, приняли меня очень хорошо. У меня сложились хорошие отношения с Борисом Соколовым, Станиславом Ландграфом, Галиной Короткевич, светлая им память! Да и вообще атмосфера в театре была и остается очень доброй. Поэтому, когда возникали предложения, иногда серьезные и неожиданные, перейти в другие организации, соблазна не было. Например, однажды мне предложили возглавить Росцирк, но я отказался. Я в цирке ничего не понимаю. Я театр, как мне кажется, знаю, или, по крайней мере, все больше и больше его узнаю. И главное, я люблю наш театр. Сейчас он отмечает свое 80-летие. Четверть – моя!

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Иван Краско, народный артист России

Актер – это призвание, зов души. Я всегда знал, что все равно стану артистом, хотя учился в военно-морском училище и даже командовал кораблем на Дунайской флотилии. В 27 лет я поступил в театральный институт, и вот уже пости шестьдесят лет служу в Театре Комиссаржевской. Думаю, что это сила профессии держит меня на плаву. А еще атмосфера нашего театра, в котором нет ни интриг, ни подковерных игр. Не страшно даже играть одну роль с другим артистом, все равно каждый сделает ее по-своему. Бог создал это чудо – театр. А Шекспир сказал, что актеры – это летописцы своего времени. 18 октября я хочу выйти на сцену и прочесть не стихотворение или рассказ, а актерскую исповедь.

Георгий Корольчук, народный артист России

Театр Комиссаржевской – вся моя жизнь. С 1966 года, когда я поступил в институт и мой учитель Рубен Сергеевич Агамирзян стал нас привечать, и до сегодняшнего дня я нахожусь тут беспрерывно. Поэтому все, что касается моей жизни, моей любви, моих страданий – все это связано с Театром Комиссаржевской. С прекрасным местом, где можно полюбить и пострадать, научиться и подумать, высказаться и поиграть – это все Комиссаржевка. У меня никогда не было искушения перейти на другую площадку. Репертуар этого театра, его аура и удивительно чуткие зрители мне очень близки. И потом меня тут любят, а что еще надо для счастья?

Валентина Панина, заслуженная артистка России

Любой день рождения – это подведение итогов, анализ прошедшего, хотя бы относительный. А еще, как мне кажется, это такая сердечная, глубокая тоска по тому, что уже прошло. И бесконечная благодарности к тем, кто был, кто сегодня рядом с тобой и кто только-только пришел в театр. А пришли к нам удивительные ребята, талантливые, умные, добрые. Глядя на них – сердце радуется. И я понимаю: все было не зря. Наше дело живет, оно в надежных руках. Это такое счастье!

Александр Вонтов, заслуженный артист России

В 1977 году, когда Комиссаржевке было 45 лет, я впервые пришел сюда. И с тех пор я здесь, только в этом замечательном театре. Это мой дом. Без него трудно. Он помогает в жизни, защищает от невзгод. Здесь все давно мне родные и близкие. И те артисты, с которыми я выхожу на сцену сегодня, и те, которые работали здесь раньше. Когда я пришел, здесь было замечательное созвездие артистов: братья Боярские, Михаил Матвеев, Владимир Летенков, Галина Короткевич. Я у них учился. Это моя школа. Благодаря этим людям и этому театру я стал тем, кем стал.

Василий Гетманов, артист

Я попал в этот театр, когда мне было 19, и я еще учился в театральном институте. Потом меня взяли сюда в качестве стажера. Сейчас, когда театр отмечает юбилей, я хочу сказать не о цифрах, а о том, какие здесь люди. Они просто потрясающие, я такого нигде не встречал, хотя до этого выходил на сцену Александринского театра. Поэтому, когда пришел сюда, удивился, насколько разными могут быть атмосферы и коллективы. Здесь он очень дружелюбный. Здесь никто не заставляет и не учит. Здесь тебе помогают. Это то самое место, где можно создавать искусство. И это, как мне кажется, и есть то самое, ради чего мы все собрались здесь.