Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как Петербург борется с детским ожирением: при больнице Раухфуса открылся бесплатный Центр снижения веса

После пандемии диагноз чаще стали ставить девятилетним детям
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В Петербурге началась кампания по борьбе с детским ожирением – первым этапом здесь станет акция «Худеем вместе», которую проводит Многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий имени Раухфуса. Центр коррекции избыточного веса открывает амбулаторный прием всех желающих в своем здании на Суворовском проспекте, 4. Заместитель главного врача Мария Гридина уточнила, что записаться на прием можно на странице клиники в сети «ВКонтакте», и первых пациентов ждут уже в пятницу. После консультации и обследований ребенка поместят или в больницу, или в дневной стационар, где с ним будут работать не только эндокринолог, но и физиотерапевт, массажист, а если понадобится – то невролог и психолог. Чем раньше включиться в решение этой проблемы, тем лучше, говорят врачи, потому что детское ожирение, увы, стремительно «молодеет».

В самом деле, до пандемии диагноз «ожирение» наиболее часто ставили детям 11 лет, а сейчас – девятилеткам. Раньше среди пациентов преобладали девочки, теперь – мальчики. В общем, картина меняется не в лучшую сторону, и надо срочно принимать меры. Абсолютная цифра – 2 процента детей с этим диагнозом только кажется небольшой, но ведь эти дети, по сути, уже приговорены к тому, что им всю жизнь придется отказывать себе во вкусных радостях, иначе еще в молодости они приобретут букет тяжелых заболеваний: диабет, сердечно-сосудистые и т. п. А виноваты в этом взрослые.

Яна Панютина, начальник отдела по организации медицинской помощи матерям и детям Комитета по здравоохранению, рассказала, что двумя основными причинами ожирения становятся нарушенное питание и гиподинамия. Далее – наследственный фактор, сопутствующие заболевания, в том числе генетические. Это значит, что грамотный родитель, едва увидев отклонение от весовой нормы, обязан обратиться к врачу, и уж тем более, если этим недугом уже страдает кто-то из родственников. Соответственно, и детей надо наблюдать в многопрофильных центрах, чтобы лечить не симптомы, а проблему в целом. Желательно привести на прием всю семью: а вдруг действительно все дело в наследственности.

Главный детский эндокринолог Петербурга Татьяна Дубинина отметила, что еще к концу ХХ века наступила, по сути, пандемия ожирения. Раньше люди не успевали растолстеть, потому что средняя продолжительность жизни составляла 40 лет. Но тридцать лет назад Всемирная организация здравоохранения констатировала: 30 процентов населения имеют лишний вес. В последнее время на килограммы стали жаловаться японцы и китайцы, на очереди – Африка. В городе процент тех, кому стоит похудеть, выше, чем в селе, что естественно при малоподвижном образе жизни. А пандемия добавила неприятностей не только из-за того, что люди были заперты в четырех стенах и мало двигались. Еще ведь и дети были вынуждены созерцать (и копировать) пищевое поведение взрослых.
Главный специалист по питанию детей Елена Булатова рассказала еще об одной проблеме: искусственном вскармливании. Почему, интересно, первыми на повальное ожирение стали жаловаться американцы? Потому что там раньше возникла мода на кормление из бутылочки. Младенцы, получающие грудное молоко, тоже набирают жировую ткань, но потом этот жирок у них сходит. Тем же, кто очень рано перешел на коровье молоко, перекорм по белку грозит ранним ожирением. Словом, заботиться о питании ребенка надо начинать как можно раньше: во время беременности отказаться от сладкой газировки, в первый год – держать малыша на грудном вскармливании минимум до 4-6 месяцев, приучать их к кашам только после того как дети попробуют и полюбят овощи и мясо. И наконец – строить меню так, чтобы 2/3 еды в тарелке представляли собой овощи и фрукты.

Добавим, что рекрутинговое агентство Superjob отметило День здорового питания (16 октября) опросом родителей школьников: довольны ли они казенной едой. Средняя оценка вкуса и качества блюд в школьных столовых – 3,4 балла из 5. 14 процентов родителей просто заявили, что ребенок в школе не ест, а 11 оценили еду как неудовлетворительную.