Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Эксперты предсказывают, каким окажется будущее завода «Ниссан»

Завод купил научный институт, но интерес проявляют и китайцы, и КАМАЗ

Завод автоконцерна «Ниссан» был продан Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту «НАМИ». Цена актива уже известна – один рубль. Несколько лет назад «НАМИ» за ту же сумму приобрел права на первый российский электрокар – Ё-мобиль, который до сих пор существует в единственном экземпляре. Несмотря на то что для производства аккумуляторного автомобиля были выделены площади под завод, в серийное производство он так и не был запущен.

Россия, Индия или Китай?

Автозавод Nissan имеет достаточно мощностей, чтобы выпускать по 100 тысяч автомобилей в год, здесь трудятся две тысячи человек. Компания Nissan сохраняет право обратного выкупа в течение пяти лет. Уже подсчитано, что на сегодняшний день убытки, понесенные японским концерном, превышают 600 миллионов долларов. Но выкупить завод обратно он сможет за тот же рубль.

В «НАМИ» работают теоретики, а не практики, поэтому сразу же начались разговоры: что будут собирать в заводских цехах? Фаворита было два: отечественный завод КАМАЗ и китайский FAW. Последний выпускает грузовики и кроссоверы. Последние оцениваются на российском рынке в 1,5-1,7 миллиона, и если они теперь подешевеют из-за отсутствия пошлин, то, скорее всего, понравятся потребителям. Тем более, что завод Nissan как раз внедорожники и выпускал.

Директор Университета продаж Виталий Новиков, специалист по авторынку, отметил, что именно рынок, собственно, и будет диктовать условия производителям, что создавать и в каких количествах.

«В принципе, Россия открыта к сотрудничеству и с китайцами, и с иранцами, и даже с индийцами, – заявил Новиков. – У «НАМИ» хорошая школа, но создавать с нуля свои автомобили они смогут только на предприятии полного цикла, а не на заводе отверточной сборки».

Эксперт напомнил, что в Индии существует автомобильный бренд Tata, чьи малолитражные авто когда-то удерживали славу самой дешевой автомашины в мире. А индийский внедорожник Мahindra Мarshal одно время собирались продавать в России – и почему бы не сделать этого снова, уже со сборкой. Поскольку в России нет конкуренции по выпуску легкого коммерческого транспорта (делают только «Газели»), иностранцам есть что предложить.

Разное импортозамещение

Напомним, что в исходе иностранных автопромышленников Nissan оказался четвертым. Заводы Hyundai и Toyota, также находящиеся в Петербурге, закрылись, но собственник пока не поменялся. Московский Renault, когда-то обосновавшийся на площадке АЗЛК, сообщил, что будет выпускать новые «Москвичи», которые и выпускал когда-то Автозавод ленинского комсомола. При этом никто не скрывал, что эти машины будут репликой еще одного китайского бренда.

Россияне ждали совсем другого импортозамещения: возрождения российских автомобильных марок, возможности посидеть за рулем отечественной и импортной машин, сравнить их, помечтать об экспорте. А у центра «НАМИ» неплохой послужной список, начиная с довоенной легковушки на базе мотоцикла с коляской и заканчивая шестиместным электробусом КамАЗ-Шатл. Уже в постсоветские годы институт выдавал такие проекты, как спортивный кабриолет «НАМИ-Ода», пикап «Гренадер», снегоболотоход «Умка», микролитражка «Компакт», представительские авто и трактомобили… Ничего из этого в серийное производство не пошло. Даже Aurus, в создании которого также участвовал «НАМИ», в автосалонах не продается и делается под заказ.
«НАМИ» известен также как производитель первой советской бронетехники. Поэтому экспертам «Петербургского дневника» пришлось отвечать на вопрос: может ли бывший Nissan переключиться на военные заказы.

«Скорее всего, нет, – заявил Султан Жанказиев, завкафедрой Московского автомобильно-дорожного университета. – Он партнер Рособоронзаказа, но по сертификации больше внимания там уделяется гражданской технике. В последнее время в «НАМИ» появились свои программы, связанные с интеллектуальными транспортными системами, беспилотной техникой. Сейчас активно разрабатывается беспилотный логистический коридор Москва – Санкт-Петерург на трассе М-11. В Петербурге за этим направлением следят Политехнический университет и КамАЗ, но, если у «НАМИ» будет своя площадка, работа пойдет лучше».

На вопрос, почему у «НАМИ» ничего не получилось с Ё-мобилем, Султан Жанказиев посоветовал посмотреть климатическую карту. Электромобиль хорош в тепличных условиях – в Калифорнии или Сингапуре, а не в России,  где летом жарко, зимой очень холодно, и аккумуляторы этого долго не выдержат.

Закрыть