Константин Райкин: «Я никогда не погибну от почивания на лаврах…»
Если кто-то ожидал увидеть традиционного «Ревизора», то он сильно просчитался. Потому что этот спектакль, по словам Константина Райкина, самостоятельное произведение, спровоцированное пьесой Гоголя. А произошло так потому, что его сочинение потеряло свою «зубастость».
Личные истории
«Когда «Ревизор» впервые шел на сцене Александринского театра, он вызывал оторопь у всех, так как это было запредельной остроты произведение, про которое император сказал свою знаменитую фразу: «Ничего себе пьеска. Всем досталось, а мне особенно».
Со временем, считает худрук «Сатирикона», произведение потеряло свою остроту. Вернуть ему былую злободневность взялся режиссер Юрий Бутусов, который выбрал для этого свой путь.
«В какой-то момент он сказал: «Вы знаете, наши разговоры мне кажутся более интересными на сегодняшний день, чем этот текст». И из этих наших рассуждений, споров, ассоциаций, казалось бы, впрямую не связанных с Гоголем, мы и соткали этот спектакль».
«Р» включает в себя личные истории героев, которые лишь отдаленно напоминают гоголевскую пьесу, но очень ярко характеризуют сегодняшнее время.
Зло стало вязким
Константин Райкин играет Хлестакова, хваткого современного чиновника. «В чём отличие нашего времени от гоголевского? Здесь те же персонажи, просто речь идет о том, что зло в наши дни так хватко и агрессивно, что, будучи разоблаченным, плевать хотело и на разоблачение, и на своих разоблачителей. Зло стало вязким. И сюжет нашего повествования другой. Это скорее драма, но никак не комедия».
Спектакль, по словам Райкина, делался мучительно долго, почти десять месяцев. «Но нам это интересно играть. Мы сделали что-то такое, что воспринимается залом, как мне кажется, с большим вниманием и интересом», – говорит он.
Петербургские зрители, особенно те, что приходят на фестиваль, ему очень нравятся. «Потому что здесь собираются гурманы, по-хорошему искушенные люди. Эта публика желанная для нас», – признается артист.
Вечный ученик
Константин Райкин не скрывает: он самоед. И несмотря на то что зрители искупали артистов в овациях, лично его первый показ спектакля не удовлетворил. «Он прошел неровно и сложно для нас. У меня есть претензии и к себе», – сказал он.
Худрук «Сатирикона» полагает, что опыт на сцене большого значения не имеет. И всегда нужно иметь мужество увидеть, что другой артист умеет больше, чем ты.
Он до сих пор помнит то впечатление, которое произвела на него, старшеклассника, игра Иннокентия Смоктуновского в спектакле БДТ «Идиот».
«На следующий день в школе я не мог писать – отказали верхние конечности, так долго я аплодировал», – шутит он.
Артист уверен, что учитель (Райкин много лет преподает) должен оставаться вечным учеником. А ощущение, что ничего не понимаешь, полезно, так как становиться мэтром очень опасно. Хотя ему это абсолютно не грозит. «От чего я никогда не погибну, так это от почивания на лаврах», – говорит он.
«Жизнь зависит от того, как прошел спектакль. Если хорошо, не зря живу. Спектакль – это концентрация всего. Важно, чтобы была не служба, а служение», – резюмирует он.
Театр объединяет
Константин Райкин убежден: театр посещают думающие люди. «Сам факт прихода в театр говорит об определенной тонкости души. Говоря грубо, жлобы не ходят в театр».
По словам артиста, театр остается искусством меньшинства. По статистике в любом городе мира на спектакли ходит не больше 9% населения. Но расстраиваться по этому поводу не стоит, считает он. Ведь людей тонко чувствующих, способных размышлять, анализировать, понимать и делать определенные выводы, всегда было меньшинство.
«Театр по-прежнему объединяющее искусство, которое привносит в жизнь важные духовные ценности. Оно вправляет «вывихнутый сустав» нравственности. И очень важно напоминать людям, что такое хорошо, а что такое плохо. Как важно быть совестливым, сострадательным, принципиальным и честным», – делится он своим видением роли искусства.