Оформить дорожную аварию теперь можно в два раза быстрее
Оформление европротокола в онлайн-режиме, без необходимости шелестеть на улице бумажками-схемами, теперь доступно всем пользователям приложения «Госуслуги», а если учесть, что это приложение предустановлено, – так и вообще всем пользователям новых смартфонов. Преимущества европротокола все распробовали еще десять лет назад, даже те, кто не попадал в аварию. Теперь участникам ДТП не надо ждать наряд дорожной полиции, а пока он едет – перегораживать улицу своими побитыми машинами. Меньше стало «аварийных» пробок.
Даже при несогласиях
Теперь Минцифры России решило еще больше упростить ситуацию и дать возможность оформить аварию в мобильном приложении «Госуслуги. Авто». К слову, для того чтобы наглядно увидеть его работу, можно для начала зайти на сайт (gosuslugi.ru/europrotokol) и увидеть, в каком порядке оформляются дорожные происшествия. Аккаунт в «Госуслугах», к которому привязан смартфон, должен быть обязательно подтвержденным (сейчас это можно сделать даже минуя МФЦ, если есть подтвержденный аккаунт на «Сбере» или в другом крупном банке). В приложении должен быть записан номер свидетельства о регистрации автомобиля. Полис не записан, но его можно отсканировать, и данные мгновенно загрузятся в Сеть.
Когда происходит ДТП, участники договариваются между собой, кто на своем смартфоне будет его оформлять. Лучше всего – если оба одновременно, но если приложение установлено только у одного, то можно и так. Водителю не придется вводить данные о своей персоне (все уже записано при оформлении аккаунта) и бояться, что он сделает какую-нибудь ошибку. Потом оформитель отвечает на вопросы анкеты. Раньше для того, чтобы задействовать европротокол, требовалось обязательное условие: оба участника столкновения не должны иметь разногласий, кто в нем виноват. Есть и другие условия: участников должно быть только два, машины не должны принадлежать организациям (только физлицам), в ДТП пострадал только транспорт, а не дорожная инфраструктура и тем более люди.
Сейчас разногласия, кто больше виновен, а кто – меньше, уже не повод для того, чтобы отказаться от быстрого оформления. В этом случае страховые компании оформляют обоюдную вину, делят вину и выплату пополам. Сумма выплаты в этом случае не превысит 100 тысяч рублей. Столько же получат участники ДТП, которые по каким-то причинам не сделали фотографий. Зато если есть фото, а разногласий нет и виновник признает, что был неправ, сумма выплат потерпевшему будет стандартной – до 400 тысяч.
При наличии разногласий и отсутствии фотофиксации страхового возмещения не будет вовсе. Здесь надо вызывать ГИБДД. А там, возможно, запросят данные с видеокамер, если, скажем, оба участника утверждают, что ехали на зеленый.
Приложение потребует, чтобы оба участника ДТП отсканировали свои полисы (там есть QR-код), а потом сфотографировали машины, улицу и отдельно – нанесенные повреждения.
Первые выплаты
Напомним, что, помимо услуг по оформлению ДТП, приложение «Госуслуги. Авто» позволяет оплачивать в онлайне штрафы (это особенно актуально для всех, кто живет не по месту прописки), записываться в очередь для регистрации автомобиля или замены водительских прав, а в будущем – предъявлять инспектору водительское удостоверение не в бумажном, а в электронном виде.
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации Александр Холодов не исключает, что страховые компании теперь получат больше возможностей отказывать потерпевшим в выплатах.
«Основной повод для отказа – придраться к тому, что один из участников не признал свою вину. Мне известны случаи, когда участники столкновения были согласны с обстоятельствами, при которых оно произошло, но не с тем, кто именно допустил нарушение правил. И если предполагаемый виновник сначала оформляет европротокол, а потом «забывает» написать фразу, что вину он признает, у него есть все шансы заявить страховой компании, что он ее не признавал вовсе, даже на месте ДТП. И компания отказывает в выплате им обоим», – аргументировал свою позицию Холодов.
При этом в компании «Ренессанс-Страхование» заверили, что система работает без сбоев. И на днях уже было принято заявление, поданное с помощью смартфонного сервиса.
«Выплата еще не произведена, но заявление принято, и ошибок в нем не найдено», – разъяснил пресс-секретарь организации Андрей Горяинов.
Вице-президент компании Владимир Тарасов в свою очередь напомнил, что «благодаря встроенным подсказкам доля ошибок в электронных извещениях о ДТП существенно ниже, чем в обычных бумажных бланках».