«Жажда творчества у людей будет всегда»: Евгений Князев – о будущем театра
В Театрально-концертном зале имени А. П. Петрова Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов состоялся творческий вечер народного артиста РФ Евгения Князева «Театр. Проза. Стихи», собравший аншлаг. По уточнению организаторов, билеты в зал на 700 мест было невозможно достать уже за три недели до выступления актера. Творческие встречи с выдающимися деятелями культуры и искусства – давняя традиция СПбГУП.
Главной частью программы стал «Дом из стихов», построенный актером из произведений Владимира Маяковского, Михаила Светлова, Давида Самойлова, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и других отечественных поэтов. Венцом программы стало прочтение отрывка из повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
«Петербургскому дневнику» удалось встретиться с актером и задать несколько вопросов о творчестве, будущем театра и одной из самых ожидаемых новинок российского кинематографа – фильме «Воланд» Михаила Локшина, в котором Евгений Князев исполнил роль Берлиоза.
– Вы являетесь одним из самых уважаемых и востребованных актеров театра и кино уже на протяжении многих лет. Как вы считаете, находясь «внутри» этой профессии, станет ли она со временем менее востребована? Ведь все чаще в топ высокооплачиваемых профессий входят те, что относятся к информационным технологиям…
– Вы знаете, если мы будем судить о востребованности профессий только по тому, насколько высоко они оплачиваются, тогда можно на многих поставить крест. В частности, если говорить о профессии театрального актера, то она малооплачиваемая. Хорошо оплачиваемой она может быть у тех людей, которые либо очень много работают, либо у тех, кого снимают в кино. Актеры в театрах же получают очень небольшие деньги, но у людей есть жажда творчества, и они готовы жертвовать заработками ради того, чтобы работать в театре. Но не всегда даже у тех, которые жертвуют, появляется возможность играть главные роли. Поэтому они бывают готовы довольствоваться небольшими ролями, только чтобы существовать в театре. Такие люди были, есть и будут. Поэтому профессия театрального актера будет востребована всегда.
– Можно ли как-то объяснить тот факт, что, несмотря на рост интереса к IT-сфере, информационным технологиям, для людей по-прежнему остаются важными культурные события – театр, кино, книги…
– На мой взгляд, сказать, что это является важными событиями в жизни людей, не приходится. Поэтому важно делать так, чтобы людям хотелось пойти в театр. А людям хочется это сделать тогда, когда они получают спектакль, который воздействует на них. Когда спектакль говорит про людей, про современную жизнь – то, что происходит на сегодняшний день в мире. Если он затрагивает струны человеческой души, тогда люди идут в театр.
То же самое можно сказать о литературе. Человек читает книгу, если она его трогает. Также кино – он переключает каналы на телевизоре до тех пор, пока не попадет на что-то интересное. Или же идёт на какую-нибудь интернет-платформу и ищет для просмотра качественно сделанный фильм. Подчеркну – качественно сделанный. Когда это действительно художественная продукция. Не подделка.
Ведь раньше даже рядом со дворцами бога медицины Асклепия строились театры и спортивные сооружения. Вторые – для того, чтобы врачевать тело, а театр – для того, чтобы врачевать душу. И я хотел бы, чтобы театр и в наши дни имел такое высокое предназначение.
– Роль в сериале «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» стала одной из самых ярких ваших ролей в кино. Сейчас, спустя годы после премьеры, можете ли вы сказать, насколько легко было сжиться с этим персонажем? Оказала ли эта роль какое-либо влияние на вас?
– Мне бывает очень обидно, что многие люди так считают. Однако, соглашусь со словами «одна из». Но, повторюсь, мне обидно за другие мои роли, которые я тоже очень люблю и которые тоже достаточно высоко оценены зрителями.
Конечно, я очень уважаю роль Вольфа Мессинга – она подарила мне так называемую актерскую популярность. Это очень здорово. Каждый артист об этом мечтает. Я же не мечтал, но она пришла в мою жизнь, и теперь в глазах многих людей я ассоциируюсь с самим Мессингом.
Несмотря на то что ей уже 13 лет, она продолжает оставаться актуальной. Этот фильм часто показывают по разным каналам, и каждый раз он собирает большое количество зрителей. Я это вижу по всплеску зрительского внимания ко мне. И когда мне говорят: «А вы знаете, что похожи на актера, который играл Мессинга?» или «А вы знаете, что похожи на Мессинга?» – это и есть, наверное, самая высокая похвала или признание того, что это действительно моя роль.
– Одной из самых ожидаемых премьер российского кинематографа является фильм «Воланд» Михаила Локшина. Вы исполняете роль Берлиоза. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте: как поступило предложение на участие? Закончена ли работа над съемками?
– Съемки этого фильма уже завершены. В большой степени они проходили в Петербурге, поэтому прошлые лето и начало осени я провел здесь. Я люблю этот город, и мне было очень приятно здесь сниматься, ходить по этим улицам, жить здесь…
А что касается того, как я получил эту роль, то, вы знаете, я всегда жду действительно хороший сценарий, хорошее предложение. На телевидении я не соглашаюсь на любую роль. Иногда бывает, что прочитаешь сценарий и пропускаешь его мимо, – просто отвечаешь, что тебе не интересно.
Когда же я получил сценарий «Воланда», прочитав его, я понял, что хочу сниматься в этом фильме. А когда на съёмочную площадку ты приходишь с ощущением, что тебе этот проект действительно нравится и ты хочешь в нем сниматься, – режиссёр это тоже видит и чувствует.
Поэтому, ознакомившись со сценарием, я пришел к Михаилу Локшину и сказал: «Мне так понравился сценарий, очень хочу попробоваться на эту роль. Хочу вам понравиться и сниматься в этом фильме». Он посмеялся и сказал: «Ну, хорошо, хорошо. Посмотрим».
Изначально я пробовался на другую роль, но через какое-то время мне перезвонили и пригласили сыграть Берлиоза, что тоже показалось мне очень интересным. Я с удовольствием снимался в этом фильме.
Похожая история у меня произошла и с фильмом «Пятый ангел», когда я прочитал сценарий.
– Можете немного об этом рассказать?
– Да, конечно. Мне тоже очень понравился сценарий. И режиссеру Владимиру Фокину я также напрямую сказал, что очень хочу сниматься в этом фильме. И вот таким образом меня попробовали и утвердили.
А вот, например, роль Сталина в многосерийном фильме «Орлова и Александров» я не хотел играть, но мне сказали, что я на него очень похож. Я, конечно, удивился. Тогда мне предложили: «Давай тебе усы приклеим. Посмотрим».
Приклеили усы. Сфотографировали. Вынесли вердикт: «Ну, правда похож. Давай попробуешься». Так в итоге и утвердили.
– Возвращаясь к вопросу о фильме «Воланд». В чем особенность этой экранизации романа Михаила Булгакова?
– Особенность в том, что это не экранизация романа. Это оригинальный сценарий о самом писателе – Михаиле Афанасьевиче Булгакове. Он соединяет в себе реальную биографическую жизнь писателя и историю о том, как у него возникает тема романа «Мастер и Маргарита». Так люди из реальной жизни переходят в роман.
– Сегодня вы впервые оказались в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Расскажите о своих впечатлениях.
– Университет произвел на меня самые лучшие впечатления. Я увидел много хорошего, чем обязательно воспользуюсь в нашем Театральном училище имени Щукина, где занимаю должность ректора.
– Есть ли пожелания студентам, которые стали гостями вашего творческого вечера?
– Не останавливаться на достигнутом. Я бы очень хотел, чтобы после нашей встречи ребята захотели вернуться к упомянутой на ней литературе, захотели перечитать уже знакомые произведения классиков и найти для себя что-то новое.