Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Жажда творчества у людей будет всегда»: Евгений Князев – о будущем театра

Творческий вечер народного артиста РФ прошел в Театрально-концертном зале имени А. П. Петрова Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

В Театрально-концертном зале имени А. П. Петрова Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов состоялся творческий вечер народного артиста РФ Евгения Князева «Театр. Проза. Стихи», собравший аншлаг. По уточнению организаторов, билеты в зал на 700 мест было невозможно достать уже за три недели до выступления актера. Творческие встречи с выдающимися деятелями культуры и искусства – давняя традиция СПбГУП.

Главной частью программы стал «Дом из стихов», построенный актером из произведений Владимира Маяковского, Михаила Светлова, Давида Самойлова, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и других отечественных поэтов. Венцом программы стало прочтение отрывка из повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

«Петербургскому дневнику» удалось встретиться с актером и задать несколько вопросов о творчестве, будущем театра и одной из самых ожидаемых новинок российского кинематографа – фильме «Воланд» Михаила Локшина, в котором Евгений Князев исполнил роль Берлиоза.

– Вы являетесь одним из самых уважаемых и востребованных актеров театра и кино уже на протяжении многих лет. Как вы считаете, находясь «внутри» этой профессии, станет ли она со временем менее востребована? Ведь все чаще в топ высокооплачиваемых профессий входят те, что относятся к информационным технологиям…

– Вы знаете, если мы будем судить о востребованности профессий только по тому, насколько высоко они оплачиваются, тогда можно на многих поставить крест. В частности, если говорить о профессии театрального актера, то она малооплачиваемая. Хорошо оплачиваемой она может быть у тех людей, которые либо очень много работают, либо у тех, кого снимают в кино. Актеры в театрах же получают очень небольшие деньги, но у людей есть жажда творчества, и они готовы жертвовать заработками ради того, чтобы работать в театре. Но не всегда даже у тех, которые жертвуют, появляется возможность играть главные роли. Поэтому они бывают готовы довольствоваться небольшими ролями, только чтобы существовать в театре. Такие люди были, есть и будут. Поэтому профессия театрального актера будет востребована всегда.

– Можно ли как-то объяснить тот факт, что, несмотря на рост интереса к IT-сфере, информационным технологиям, для людей по-прежнему остаются важными культурные события – театр, кино, книги…

– На мой взгляд, сказать, что это является важными событиями в жизни людей, не приходится. Поэтому важно делать так, чтобы людям хотелось пойти в театр. А людям хочется это сделать тогда, когда они получают спектакль, который воздействует на них. Когда спектакль говорит про людей, про современную жизнь – то, что происходит на сегодняшний день в мире. Если он затрагивает струны человеческой души, тогда люди идут в театр.

То же самое можно сказать о литературе. Человек читает книгу, если она его трогает. Также кино – он переключает каналы на телевизоре до тех пор, пока не попадет на что-то интересное. Или же идёт на какую-нибудь интернет-платформу и ищет для просмотра качественно сделанный фильм. Подчеркну – качественно сделанный. Когда это действительно художественная продукция. Не подделка.

Ведь раньше даже рядом со дворцами бога медицины Асклепия строились театры и спортивные сооружения. Вторые – для того, чтобы врачевать тело, а театр – для того, чтобы врачевать душу. И я хотел бы, чтобы театр и в наши дни имел такое высокое предназначение.

– Роль в сериале «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» стала одной из самых ярких ваших ролей в кино. Сейчас, спустя годы после премьеры, можете ли вы сказать, насколько легко было сжиться с этим персонажем? Оказала ли эта роль какое-либо влияние на вас?

– Мне бывает очень обидно, что многие люди так считают. Однако, соглашусь со словами «одна из». Но, повторюсь, мне обидно за другие мои роли, которые я тоже очень люблю и которые тоже достаточно высоко оценены зрителями.

Конечно, я очень уважаю роль Вольфа Мессинга – она подарила мне так называемую актерскую популярность. Это очень здорово. Каждый артист об этом мечтает. Я же не мечтал, но она пришла в мою жизнь, и теперь в глазах многих людей я ассоциируюсь с самим Мессингом.

Несмотря на то что ей уже 13 лет, она продолжает оставаться актуальной. Этот фильм часто показывают по разным каналам, и каждый раз он собирает большое количество зрителей. Я это вижу по всплеску зрительского внимания ко мне. И когда мне говорят: «А вы знаете, что похожи на актера, который играл Мессинга?» или «А вы знаете, что похожи на Мессинга?» – это и есть, наверное, самая высокая похвала или признание того, что это действительно моя роль.

 Одной из самых ожидаемых премьер российского кинематографа является фильм «Воланд» Михаила Локшина. Вы исполняете роль Берлиоза. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте: как поступило предложение на участие? Закончена ли работа над съемками?

– Съемки этого фильма уже завершены. В большой степени они проходили в Петербурге, поэтому прошлые лето и начало осени я провел здесь. Я люблю этот город, и мне было очень приятно здесь сниматься, ходить по этим улицам, жить здесь…

А что касается того, как я получил эту роль, то, вы знаете, я всегда жду действительно хороший сценарий, хорошее предложение. На телевидении я не соглашаюсь на любую роль. Иногда бывает, что прочитаешь сценарий и пропускаешь его мимо, – просто отвечаешь, что тебе не интересно.
Когда же я получил сценарий «Воланда», прочитав его, я понял, что хочу сниматься в этом фильме. А когда на съёмочную площадку ты приходишь с ощущением, что тебе этот проект действительно нравится и ты хочешь в нем сниматься, – режиссёр это тоже видит и чувствует.

Поэтому, ознакомившись со сценарием, я пришел к Михаилу Локшину и сказал: «Мне так понравился сценарий, очень хочу попробоваться на эту роль. Хочу вам понравиться и сниматься в этом фильме». Он посмеялся и сказал: «Ну, хорошо, хорошо. Посмотрим».

Изначально я пробовался на другую роль, но через какое-то время мне перезвонили и пригласили сыграть Берлиоза, что тоже показалось мне очень интересным. Я с удовольствием снимался в этом фильме.

Похожая история у меня произошла и с фильмом «Пятый ангел», когда я прочитал сценарий.

– Можете немного об этом рассказать?

– Да, конечно. Мне тоже очень понравился сценарий. И режиссеру Владимиру Фокину я также напрямую сказал, что очень хочу сниматься в этом фильме. И вот таким образом меня попробовали и утвердили.

А вот, например, роль Сталина в многосерийном фильме «Орлова и Александров» я не хотел играть, но мне сказали, что я на него очень похож. Я, конечно, удивился. Тогда мне предложили: «Давай тебе усы приклеим. Посмотрим».

Приклеили усы. Сфотографировали. Вынесли вердикт: «Ну, правда похож. Давай попробуешься». Так в итоге и утвердили.

– Возвращаясь к вопросу о фильме «Воланд». В чем особенность этой экранизации романа Михаила Булгакова?

– Особенность в том, что это не экранизация романа. Это оригинальный сценарий о самом писателе – Михаиле Афанасьевиче Булгакове. Он соединяет в себе реальную биографическую жизнь писателя и историю о том, как у него возникает тема романа «Мастер и Маргарита». Так люди из реальной жизни переходят в роман.

 Сегодня вы впервые оказались в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Расскажите о своих впечатлениях.

– Университет произвел на меня самые лучшие впечатления. Я увидел много хорошего, чем обязательно воспользуюсь в нашем Театральном училище имени Щукина, где занимаю должность ректора.

– Есть ли пожелания студентам, которые стали гостями вашего творческого вечера?

– Не останавливаться на достигнутом. Я бы очень хотел, чтобы после нашей встречи ребята захотели вернуться к упомянутой на ней литературе, захотели перечитать уже знакомые произведения классиков и найти для себя что-то новое.