Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Капитан уникального атомного контейнеровоза «Севморпуть»: «Мы одни заменяем несколько судов или поездов»

Сергей Бралгин рассказал «Петербургскому дневнику» про особенности судна

9 октября 2022 года из Большого порта Санкт-Петербурга вышло единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот». Контейнеровоз отправился по Северному морскому пути, в честь которого и назван, чтобы в рамках второго в 2022 году субсидируемого государством каботажного рейса привезти на Дальний Восток необходимое оборудование и вернуться в Северную столицу с грузом дальневосточных морепродуктов. О всех нюансах морского арктического путешествия «Петербургскому дневнику» рассказал капитан уникального судна Сергей Бралгин.

– Ваш корабль, по сути, является для экипажа и рабочим местом, и домом.

– «Севморпуть» – это действительно уникальное судно, которое было построено еще в 1988 году в СССР отечественными специалистами. Интересно, что транспорт для Арктики построили в Крыму. В 2018 году судно прошло модернизацию и по сей день успешно продолжает свою работу. Главная особенность заключается в том, что это единственное в мире действующее грузовое гражданское судно с атомной силовой установкой, причем ледового класса, а также крупнейший из построенных лихтеровозов.

Лихтер – это такая разновидность баржи, если по-простому – плавучий контейнер-прицеп, который передвигали с помощью буксира от берега к судну и грузили или выгружали, используя судовой кран. Вот для таких лихтеров, которые загружались в трюм, и было создано наше судно. Правда, сейчас этот формат не используется, а потому мы перевозим практически любые негабаритные грузы и контейнеры.

Отсюда и еще одна уникальная возможность «Севморпути». На палубе установлен мощный электрический кран, способный поднимать грузы до 500 тонн (лихтеры с грузом имели вес до 400 тонн). Также с левого борта установлены грузовые краны, которые либо помогают портовым, либо функционируют самостоятельно, чтобы осуществлять самовыгрузку. Это еще одно наше большое преимущество: судно может работать полностью автономно.

– Контейнеровоз идет через Северный морской путь по маршруту «Мурманск – Санкт-Петербург – порт Восточный – Петропавловск-Камчатский – Санкт-Петербург». Насколько сложен этот путь в разное время года?

– Северный морской путь – это только часть нашего маршрута. После выхода из Санкт-Петербурга мы проходим Балтику и Северную Атлантику. Последняя осенью и зимой подвержена штормам. После мы войдем на трассу Северного морского пути, где опять же с началом осени начинается период льдообразования, а в восточной части Арктики даже летом попадаются многолетние ледяные массивы. Далее проход по Тихому океану, где погода тоже не подарок. В общем, летом, конечно, чуть проще, чем в другие периоды, но свои нюансы есть всегда.

Само судно помогает идти уверенно, в первую очередь потому, что «Севморпуть» может самостоятельно преодолевать ровный лед толщиной более метра. Поэтому большую часть года мы ходим без ледокольного сопровождения. Самые сложные месяцы – январь, февраль, март, но даже в это время бывает, что ледокол не всегда требуется. Например, в прошлом году, в один из рейсов мы проскочили всю трассу Северного морского пути всего за неделю – это очень хороший показатель.

– Из Петербурга отправляется уже второй в 2022 году каботажный субсидируемый государством рейс на Дальний Восток, причем судно идет почти с полной загрузкой как туда, так и обратно. Что Северная столица отправляет в Петропавловск-Камчатский и что возвращается оттуда?

– В этот раз у нас, с одной стороны, стандартный, так называемый генеральный груз – это всевозможное оборудование, например портальные краны: стрелы, противовесы, машинные отделения, различная техника, в том числе колесная, а также стройматериалы и около ста контейнеров. Практически все это загружено в Санкт-Петербурге, Большой порт которого всегда обеспечивает хорошую эффективность работы.

Кроме того, в этот раз нам предстоит перевезти еще и уникальный груз на палубе – два судна. Первое – это вспомогательный корабль весом более 120 тонн, для которого пришлось разрабатывать специальные палубные крепления. Второе – деревянная двухмачтовая шхуна. Работа сложная не только с точки зрения крепления и удержания судов на палубе, но и c точки зрения погрузки и выгрузки. К процессу привлекаются дополнительные ресурсы – плавкраны.

В обратном направлении – это те же генеральные грузы, необходимые уже в Санкт-Петербурге, а также один из главных ресурсов Дальнего Востока – морепродукты.

– Насколько Северный морской путь востребован грузоотправителями и как часто к этим перевозкам привлекается лихтеровоз «Севморпуть»?

– Рейсов очень много. Одна смена экипажа – это четыре месяца, за которые получается сделать три-четыре ходки. В основном рейсы коммерческие: мы обслуживаем российские добывающие компании, для которых возим все необходимое оборудование. Все дело в возможностях нашего судна, которое может взять за раз существенное количество груза, крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Другие грузовые суда просто не могут совладать с подобными масштабами. Мы одни заменяем сразу несколько кораблей, не говоря про железнодорожные составы. Отдельные грузы по земле просто физически не перевезти. Так что простоев у нас нет. А учитывая, что к процессу сейчас активно подключилось государство, то их и не предвидится.

– Рейс из Петербурга на Дальний Восток занимает около месяца, еще столько же обратно. Расскажите, как команда проводит все это время на борту?

– Экипаж «Севморпути» – это более 50 человек, которые полностью обеспечивают его автономное функционирование как в море, так и в порту. В этот раз с нами будут еще представители Московского государственно университета, которые будут заниматься в пути научными исследованиями.

Часть экипажа работает по вахтенным сменам. На мостике и в машинном отделении вахта по четыре часа, у части экипажа – рабочий день. Для команды на судне предусмотрен спортзал, где можно поиграть в волейбол. Есть кинотеатр, небольшая библиотека и баня с бассейном. В каждой каюте душ и туалет. Созданы все условия для комфортной работы и отдыха экипажа.

Несмотря на то что рейсы проходят примерно схожими маршрутами, каждый раз есть что-то новое. Бывали на архипелагах Земли Франца-Иосифа и на Новосибирских островах, выгружались на лед и на другие суда в рейдовых условиях. Все это интересные задачи, которые требуют не только профессионализма и слаженной работы команды, но и определенного творчества. Это интересная работа.

Справка:
Атомный контейнеровоз «Севморпуть» – единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Контейнеровоз был построен в Керчи на судостроительном заводе «Залив». Заложен 2 ноября 1984 года, спущен на воду 20 февраля 1986 года. Введен в эксплуатацию 31 декабря 1988 года. Длина – 260,3 метра, ширина – 32,2 метра, водоизмещение – 61 тыс. тонн. Мощность главной установки – 40 тыс. л\с., скорость хода на чистой воде – 20 узлов. Способен перевозить контейнеры ISO 20 (1320 шт.) и ISO 40 (428 шт.).