Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» встала на вечную стоянку в «Острове фортов»

Уникальная, не имеющая аналогов в мире операция по наземной и морской доставке гигантского атомохода размером с четырехэтажный шестиподъездный дом успешно завершена. Восемь месяцев тяжелейшей инженерной, логистической, транспортной операции увенчались победой, но впереди предстоит еще большая работа
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Всю ночь накануне Кронштадт не спал: 12 октября гигантская носовая часть подлодки двигалась по ночным улицам к месту своей вечной стоянки, чтобы рано утром 13 октября прийти в «Остров фортов». Журналисты смогли увидеть носовую часть легенды флота за пару часов до ее окончательного воссоединения с доставленной ранее кормовой частью. С трудом верилось, что такая махина сможет ювелирно и достаточно быстро пройти десятки метров и зайти в здание музея, но это свершилось – сегодня в полдень носовая часть АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» заведена в здание Музея военно-морской славы в кластере «Остров фортов» в Кронштадте.

Принять участие в историческом событии собрались не только непосредственные участники редчайшей операции, но и жители Кронштадта, а также более 350 гостей из регионов России – участников всероссийской акции «Встречаем легенду К-3 вместе», в том числе делегация кадет новгородского Морского центра капитана Н. Г. Варухина.

Легенду советского подводного флота приветствовали губернатор Петербурга Александр Беглов, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу, представители организаций, задействованных в создании, транспортировке и реставрации «Ленинского комсомола». Все с замиранием сердца следили, как носовая часть лодки медленно, в сопровождении инженеров и рабочих, на гигантской платформе подходит к своей корме. Этот эпизод был так и назван – «воссоединением».

В Музее военно-морской славы заслуженная подводная лодка, еще три года назад находившаяся под угрозой утилизации, пройдет финальную реставрацию и музеефикацию. Она станет центральным экспонатом музея и продолжит служить стране как олицетворение силы отечественной науки и промышленности, мужества и профессионализма наших моряков.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

«Я очень рада, что удалось реализовать проект, у которого было очень много скептиков. Провести такой масштаб работ в такие оперативные сроки казалось невероятным, но мы с командой это сделали. На протяжении 8 месяцев множество компаний работали над транспортировкой, разрабатывали сложные схемы, искали решения, как везти К-3, как поднимать ее на берег. За плечами – путь длиной в 1000 морских миль и 4,5 км. Теперь лодку ждет финальная реставрация в ее новом доме и формирование внутренней экспозиции. Немножко грустно, но, конечно, сейчас нам надо идти только вперед. Уже в 2023 году мы примем здесь гостей Военно-морского салона, и К-3 станет его главным экспонатом. Много впереди, нельзя останавливаться», – сказала руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу.

Губернатор Александр Беглов отметил, что реализация уникального проекта К-3 – это выполнение указов президента РФ Владимира Путина о необходимости сохранения исторической памяти.

«История Отечества невозможна без сохранения исторической памяти. И здесь музей «Остров фортов» играет огромную роль. И именно сюда первая наша атомная подводная лодка прибыла на постоянное место своей вечной стоянки, и в следующем году примет гостей Военно-морского салона как центральный и постоянный экспонат. Я хочу выразить благодарность нашим инженерам, военным, транспортникам, которые совершили эту уникальную операцию. Несмотря на сложности и трудности, мы довели это дело до конца. Сохранение нашей исторической памяти – наша главная ценность и ответственность перед нашими предками», – сказал Александр Беглов.

Напомним, что проект по спасению и музеефикации первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» реализуется с 2020 года проектом «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенной судостроительной корпорацией». Исходя из этой задачи, и родилась концепция формы здания музея и беспрецедентный проект размещения подводного корабля такого размера на суше в крытом помещении: нигде в мире подобного нет.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В III квартале 2021 года АПЛ К-3, последние несколько лет хранившаяся на судоремонтном заводе «Нерпа» в городе Снежногорске Мурманской области, была передислоцирована в Кронштадт. На Кронштадтском морском заводе она прошла этап подготовительных работ: корпус АПЛ был заново окрашен, его дефектные части, сильно коррозировавшие за десятилетия, заменены. К корпусу приварили опорные основания для транспортировки и установки на фундаментную плиту. После этого лодка была отбуксирована от Зимней пристани Кронштадта в акваторию Выборгского судостроительного завода, где в рамках морской части операции по перемещению в музей была погружена на баржу «Атлант» для дальнейшей транспортировки в кронштадтский терминал «Моби Дик», разделена по отсеку-донору и частями перемещена в течение четырех ночей по улицам города к зданию музея.

В основу инженерно-логистического проекта транспортировки АПЛ К-3, разрабатывавшегося командой «Острова фортов» с привлечением ведущих отраслевых специалистов, легла оригинальная схема, безопасная для экологии Финского залива, оптимальная по срокам и затратам и сочетающая морские операции с сухопутной перевозкой по улицам Кронштадта. Этот проект достоин книги рекордов Гиннеса: никогда ранее такой большой корабль (общая длина более 107 м, полное водоизмещение порядка 4750 тонн, масса – 2558 тонн) не поднимался из воды на берег выше уровня моря и не перевозился сушей по дорогам общего пользования через городскую застройку.

После завершения реставрации внутри К-3 будет организована экспозиция, которая расскажет о технологиях и людях на флоте. Как планируется, лодка станет доступна для посещения с открытием Музея военно-морской славы летом 2023 года.

Александр Глуз/«Петербургский дневник»
Александр Глуз/Петербургский дневник
Закрыть