Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

«История – это наука не о прошлом, а о будущем»: Владимир Мединский презентовал серию книг на фестивале «Книжный маяк Петербурга»

Почему необходимо изучать историю? Можно ли считать блокаду Ленинграда геноцидом? И должно ли государство поддерживать книжную отрасль? На эти вопросы в беседе с «Петербургским дневником» ответил помощник президента РФ Владимир Мединский
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Председатель Российского военно-исторического общества, помощник президента РФ Владимир Мединский представил в Петербурге серию книг «Собиратели Земли Русской». Ведущим презентации стал главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов.

– Владимир Ростиславович, расскажите о серии.

– Книги изданы по инициативе Российского военно-исторического общества и при поддержке партии «Единая Россия». Они проявили активный интерес и сейчас закупают эти книги в свои региональные отделения. Раньше подобных книг не было, серия уникальная. Мы не знаем, сколько будет томов в итоге. Хотим на их страницах рассказать обо всех правителях России, при которых наша страна росла.

Содержание, освоение, развитие таких территорий – это колоссальное бремя. И наши монархи, императоры, госсекретари, которые этим занимались, достойны такого увековечения.

Первый трехтомник состоит из романа Алексея Толстого «Петр I», предисловие к которому написали один из ведущих специалистов по Петровской эпохе академик Николай Павленко и заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации, председатель «Единой России» Дмитрий Медведев.

В этом трехтомнике также содержатся материалы о Петре I наших классических историков – Сергея Соловьева, Николая Костомарова, Николая Карамзина и других. Кроме того, включены мемуары современников нашего первого императора, в том числе иностранцев. Таким образом, читатель получает комплексный интересный взгляд на эпоху. По такому же методу сформированы и другие тома. Например, книгу об Александре Невском открывает научное предисловие доктора исторических наук Вадима Долгова, далее идет роман Бориса Васильева «Александр Невский», а затем тексты Сергея Соловьева и Василия Ключевского.

Можно смело утверждать, что более интересной подборки о времени и человеке найти невозможно.

– На какую аудиторию рассчитан этот цикл?

– В издательстве «Проспект», которое его и выпустило, сказали нам, что у этих книг читателей не будет. Что массовой аудитории интересны блогеры, а не Владимир Красное Солнышко… Я уверен, что это не так, что мы плохо думаем про наших людей.

Могу подтвердить эти слова примером. Год назад меня уговорили записать небольшие лекции по истории. Выложили в социальных сетях, и сейчас у них миллионы просмотров, причем без промоушена и накруток. Затем эти лекции взял канал «Культура», и там они тоже получили отличные рейтинги.

Люди гораздо умнее, чем о них думают представители массмаркета. Эти книги обязательно найдут своего читателя. Я, например, читал всех историков, представленных в трехтомнике про Петра I, а сам роман читал давно. Также читал не всех мемуаристов, так что лично мне эта серия уже очень интересна.

В целом эти книги рассчитаны на старшее поколение, но если их возьмет в руки школьник, то будет молодцом.

– Должны ли мы прививать любовь к истории со школьной скамьи? Насколько нам известно, Российское военно-историческое общество этим занимается.

– Да, мы этим занимаемся, в том числе в рамках разных комиссий по историческому просвещению. У нас есть линейка учебников, на данный момент одна из трех, рекомендованных для школьников 5-11-х классов Министерством просвещения Российской Федерации.

Также выпущены пособия по военной истории России и огромное количество документальных фильмов. Например, на основе представляемых сегодня книг в следующем году выйдет 12 фильмов в жанре документальной драмы.

– Часто звучит мнение, что, например, в кино есть проблема с фальсификацией истории. А есть ли схожая проблема в литературе?

– Я считаю, что такой проблемы не может быть в художественных произведениях. Глупо относиться к ним как к историческому документу. Например, в романе «Петр I» у сестры императора Натальи был роман с Бровкиным, чего не было в реальности. Это сделано для оживления истории.

– А что касается документальных работ, учебников?

– В учебнике, конечно, должна быть правда. В школьных учебниках истории, издаваемых у нас в 90-е годы, про высадку в Нормандии было написано в три раза больше, чем про Сталинградскую битву. Это, конечно, чудовищно несправедливо и оскорбительно. Только в блокадном Ленинграде погибло больше людей, чем у всех наших союзников, вместе взятых.

– К слову, а как вы относитесь к процессу в Санкт-Петербургском городском суде о признании блокады Ленинграда геноцидом?

– Полностью поддерживаю. Но рассматривать нужно не только Ленинград, а действия Германии и ее союзников на территории всего СССР в отношении всех народов. На международном уровне геноцид признан в отношении евреев, цыган и частично сербов. В отношении же наших людей – нет. А из 26,7 миллиона погибших две трети – мирное население, которое уничтожалось абсолютно сознательно. Например, в Новгородской области собрали несколько деревень и «для профилактики» расстреляли около 5 тысяч человек, в качестве акции устрашения.

На данный момент мы, военно-историческое общество, хотим установить в Гатчинском районе мемориал, посвященный трагедии геноцида советского народа. В этом месте в больницах для солдат вермахта у пленных детей откачивали кровь. Очень многие из них не выживали. Конечно, это геноцид.

– Верно ли, на ваш взгляд, говорить, что в истории роль личности является важнейшей?

– Это бесконечный спор. Есть объективные процессы, которые развиваются в зависимости от того, кто их реализует. Эти личности могут процессы затормозить, форсировать, повернуть вспять или двинуть в сторону.

Правитель – это тот человек, у которого есть ресурс для влияния на исторические процессы. Он принимает решения. Да и в контексте рассказа персонифицировать историю всегда интереснее для читателя. Людям интересны люди. Это характерно для любого места и времени.

– Существует теория, что нужно читать по книге в месяц. Как вы к этому относитесь?

– Смотря какая книга. Любую из представленных сегодня можно растянуть на два месяца, а есть книги, которые я читаю за авиаперелет. Вопрос не в количестве книг, а в качестве. Тем не менее важно читать регулярно, хоть по десять страниц, но каждый день.

Сейчас у книг больше конкурентов в плане развлечений. Совсем недавно книги были одним из главных способов отлично провести время. Сегодня есть Интернет, телевидение, кино… И некоторые люди идут по более легкому пути.

– Есть перечень обязательных книг?

– Для определенного возраста, обстоятельств, темпа жизни он разный. Некоторые книги можно прочитать, только полностью отключившись от внешних раздражителей. Так что единый список сформировать очень сложно.

– Государство должно поддерживать литературу?

– Должно. И поддерживает по мере сил. Но я считаю, что недостаточно. У нас в Министерстве культуры было много идей, вплоть до освобождения книжных магазинов от аренды. Я довел эту инициативу до первого чтения, и далее она была похоронена… Мы хотели, чтобы магазины получили статус учреждений культуры и имели право арендовать помещения по цене содержания. Сейчас простаивают помещения в театрах, библиотеках. Там могли бы продавать книги, и была бы мощная синергия. Но в итоге из такой отличной идеи ничего не вышло.

При этом, конечно, что-то государство делает хорошо, например развивает библиотеки, которые за последние годы стали принципиально другими.

– Нет ли у вас ощущения, что мы слишком сильно цепляемся за прошлое? В контексте, например, празднования 350-летия со дня рождения Петра I.

– Такое есть, и не только в нашей стране, но и в других странах. Нормальный человек хочет помнить, гордиться, брать пример, приводить этот пример своим детям. Это естественное качество. Также играет роль эскапизм. В тяжелые времена мы ищем забвение, спасение и ответы на важные вопросы именно в прошлом. Но история – это не совсем наука о прошлом. Она скорее о будущем. Мы изучаем ее, чтобы повторить успехи, избежать ошибок, и делаем это осознанно. Это и позволяет лучше планировать буду щее.

В 2012-2020 годах Владимир Мединский был министром культуры Российской Федерации. С 2013 года – председатель Российского военно-исторического общества. С 2020 года – помощник президента РФ. Доктор исторических наук, профессор. Выпускник Московского государственного института международных отношений МИД РФ.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»
Закрыть