Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Экспозицию с барельефом «Мефистофель» планируют открыть в середине ноября

Ее можно будет увидеть в Центре культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского на Захарьевской улице
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В начале этого года многострадальный барельеф «Мефистофель», сбитый несколько лет назад с дома на Лахтинской, 24, в Петроградском районе, обрел новый дом. Фрагменты произведения передали в петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) из отделения полиции, где творение архитектора Александра Лишневского (автор проекта здания) находилось в качестве вещественного доказательства в рамках уголовного дела, а после его закрытия в январе 2016 года – на хранении.

Весной этого же года благодаря специалистам компании «Союз экспертов Северо-Запад» фрагменты произведения отсканировали. Эта работа в дальнейшем может помочь реставраторам в процессе воссоздания барельефа на фасаде дома.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Год на экспозицию

Параллельно велась работа по оформлению экспозиции с фрагментами барельефа в Центре культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского на Захарьевской улице, который работает при ВООПИиК города. По словам куратора экспозиции «История движения в защиту Петербурга» общественной организации Петербурга Елены Кононенко, сейчас эта работа продолжается, и уже разработан дизайн-проект экспозиции.

«Ее оформлению предшествуют непростые подготовительные работы. Мы не просто раскладываем фрагменты произведения, нужно составить связный, узнаваемый образ Мефистофеля из множества деталей разной степени сохранности. Кроме того, важная часть работы – монтаж барельефа. На данный момент мы подготовили дизайн-проект экспозиции. По самым оптимистичным прогнозам, открытие выставки должно состояться в конце октября. Но, думаю, что более реальный срок – первая половина ноября», – рассказала Елена Кононенко.

По словам собеседника «Петербургского дневника», никакой «склейки» фрагментов между собой не будет: у каждой детали будет свой крепеж и подложка для монтажа.

«Мефистофеля закрепят на специальный фон с изображением фасада дома на Лахтинской, 24. Таким образом, будет создан полноценный образ произведения. Кроме того, часть дизайн-проекта – это информационные материалы, включая историю создания, бытования и гибели произведения», – сказала Елена Кононенко.

Пока специалисты не загадывают, как долго экспозиция с Мефистофелем будет работать в Центре.

«Сейчас мы ориентируемся на год. В целом, учитывая нынешнее состояние фрагментов, дольше, чем два года, он вряд ли сможет экспонироваться. В дальнейшем нужно будет думать на предмет консервации и последующей реставрации Мефистофеля», – добавила Елена Кононенко.

Семь фото в образе Мефистофеля

Над дизайн-проектом вместе с членами ВООПИиК работает скульптор, реставратор, исследователь архитектуры Павел Игнатьев.

«Скульптура получила свое народное название «Мефистофель» еще в советское время, и поэтому лишено какого-либо богоборческого подтекста. Мефистофель – это крайне популярный персонаж классической культуры XVIII, XIX и XX веков. В первую очередь, речь о всемирно известных произведениях – от трагедии «Фауст» Иоганна Гете до музыки Альфреда Шнитке. Опера «Фауст» была популярна в дореволюционной, императорской России. Арии Мефистофеля пел знаменитый русский оперный певец Федор Шаляпин, – рассказал Павел Игнатьев в разговоре с «Петербургским дневником».

По его словам, архитектор Александр Лишневский был не просто автором проектов более ста зданий Петербурга, Ленинграда и других городов, но и одним из самых известных деятелей Серебряного века. Его дочь была замужем за основателем кабаре «Бродячая собака», а это важнейшая страница в истории русской культуры. Федор Шаляпин и Александр Лишневский были хорошо знакомы. В архиве семьи потомков архитектора сохранились семь фото Шаляпина в роли Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст». Именно он и послужил прообразом скульптурного изображения на Лахтинской улице.

Барельеф восстановят

Скульптор также отметил, что вопрос о возвращении подлинных фрагментов на фасад дома требует профессиональной, экспертной дискуссии.

«Коллективное мнение людей, разбирающихся в этом вопросе, тут самое важное. Я пока склоняюсь к созданию копии скульптуры, но, возможно, я не прав», – отметил Павел Игнатьев.

Как рассказали в Жилищном комитете Петербурга, сейчас заключен договор с одной из компаний города на разработку проектной документации на капитальный ремонт фасадов дома Александра Лишневского.

«Работы по подготовке проекта в процессе. В перечень работ включено восстановление утраченного барельефа Мефистофеля, в том числе изготовление модели по сохранившимся фрагментам, изготовление гипсовой формы, отливка и детали, установление на прежнее место, окраска и огрунтовка», – рассказали в ведомстве.