Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В Петербурге внедрили смартфон-приложение для соцработников

Теперь их помощь можно увидеть даже в режиме онлайн

Для работников социальной сферы, трудящихся в Василеостровском районе, появилось новое приложение – «Оптима». Название подходящее: программа оптимизирует труд соцработников, которые оказывают надомную помощь пенсионерам и инвалидам.

Сейчас, наверное, не осталось ни одного петербуржца, который не оценил бы пользу цифровизации, в том числе по линии госуслуг. При этом все представляют, какой пакет опций могут получить они сами, но совершенно не задумываются о том, что в городе живут люди совершенно разных социальных категорий. В Европе эту проблему поняли давно: там все «умные дома» запрограммированы на то, чтобы открывать двери перед инвалидами и исправлять ошибки тех, кто по причине плохой памяти забыл выключить газ.

А теперь представьте, что, например, человек с деменцией регулярно забывает о том, что к нему приходил социальный работник, жалуясь в собес на то, что сотрудник игнорирует свои обязанности. Как доказать, что это неправда, а пенсионера просто подводит память? А как избавиться от лишней бюрократии при оформлении «путевого листа»: бумаги, которую заполняет соцработник после каждого визита к своим подопечным? Стоит еще отметить, что услуги соцработников сейчас оцениваются одинаково: зарплата зависит только от количества обслуживаемых. При этом одни подопечные просто берут продукты и прощаются, а за другими, лежачими, требуется уход, на них тратится гораздо больше времени и сил.

Программу «Оптима» разработали в Москве, а в Василеостровском районе ее применили в рамках пилотного проекта. Еще в декабре сотрудникам закупили смартфоны, обучили. Можно подводить итоги – они оказались хорошими – и решать, стоит ли внедрять систему в других отделах соцобеспечения.

Итак, программа сама пишет за работника собеса, в каких местах ему сегодня предстоит побывать. Потом с помощью спутника фиксирует, что работник дошел до нужного места, отмечает, сколько времени он провел на «адресе». Сам соцработник, вместо того, чтобы заполнять листы и относить их потом к месту службы, просто ставит галочки на экране: «приготовление пищи», «доставка продуктов», «уборка», «гигиенические процедуры». Обычно соцработник обслуживает только своих постоянных подопечных, но если кто-то из коллег заболевает (как это было актуально в дни пандемии!), его обслуживаемых распределяют по другим работникам. И сделать это в электронной форме гораздо проще, чем в бумажной.

Так программисты помогли реализовать государственные программы «Демография» и «Старшее поколение».
Как работает программа, «Петербургскому дневнику» показала Наталья Чернявская, заведующая отделом соцобслуживания на дому.

«В карточку подопечного вносятся и персональные данные, и реквизиты документов. В соответствии с его среднедушевым доходом рассчитывается сумма по договору и создается шаблон. Договор можно отправить на печать. Можно напечатать и дополнительные соглашения. Потом формируется квитанция на оплату и реестр оплаты», – рассказала Чернявская.

Пенсионеры платят за услуги соцработника и сиделки, но гораздо меньше, чем платили бы частному лицу. А первый заместитель главы Василеостровского района Галина Королева рассказала, что следующим этапом программы станет появление аналитического отдела, который увидит, какие услуги наиболее востребованы у населения, как распределять работу среди сотрудников (к слову, в Василеостровском собесе их полторы сотни) и как ее тарифицировать.