Как помогают семьям мобилизованных петербуржцев

Муж Татьяны Казаниной Андрей – десантник, сержант воздушно-десантных войск. Он ушел добровольцем в зону специальной военной операции, несмотря на то что у него железная бронь: всего 28 дней назад в семье родился четвертый ребенок. Но Андрей сказал, что иначе не может, а жену успокоил, заверив, что без помощи ее никто не оставит. Так и вышло.
ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ
Татьяна держит на руках младшего, Давида. Рядом скачут по диванам брат и две сестры, старшей из них всего 8 лет.
«Андрей сказал, что уйдет защищать Родину, 6 октября. Они вместе с моим племянником еще в сентябре что-то задумывали, но мне не говорили, чтобы не расстраивать. Он объяснил, что у наших тяжелое положение, и оба ушли добровольцами. Они в так называемой первой группе мобилизации, потому что есть боевой опыт – воевал в Нагорном Карабахе, и племянник недавно из армии вернулся. Муж сказал, что решение принято, а меня никто не бросит и без помощи не оставит», – начинает разговор Татьяна, и по щекам катятся слезы, которые она сердито смахивает.
«Надо же, их провожала – не плакала, а тут вот что-то прорвалось. Ну ничего. Они защищают нас там, а мы – здесь», – пытается улыбнуться женщина.
СПАСИБО ЦЕНТРУ
Муж Андрей успел не только вместе с женой «родить» младшего сына, но и сгонять к старенькой матери на Алтай – помочь выкопать картошку. А еще сходил в тайгу за кедровыми шишками – полезно ведь.
После проводов Татьяне позвонили из Центра социальной помощи семье и детям Московского района и предложили разные виды поддержки. Женщина согласилась: одной с четырьмя детьми трудно не только материально, но и морально.
«Мужа проводила – и остались в безвоздушном пространстве. Спасибо центру, это реально сильная поддержка для семей. Помощь нужна самая разная: я даже не думала, как тяжело будет каждый день туда-сюда таскать коляску, а ведь надо старших в детсад и школу отвести-привести, и на руках младенец. И хорошо, что с детьми помогают: среднему сыну нужен логопед, и здесь у него бесплатные занятия. Есть помощь психолога, педагога, юриста. Дети здесь играют, занимаются, я хоть выдохнуть могу с маленьким», – рассказывает Татьяна.
Она заключила с Центром помощи семье и детям договор, пока – на один год. Но его можно продлить.
ПРОСЬБЫ САМЫЕ РАЗНЫЕ
Директор Центра социальной помощи семье и детям Московского района Елена Скачкова рассказывает, что сейчас уже пять семей получают разные виды помощи, на подходе еще двенадцать, и списки пополняются ежедневно.
«Вместе с Центром социального обслуживания формируем индивидуальную программу для каждой семьи, не заставляем людей собирать документы, приглашаем всех сюда. Здесь разные клубы на разный возраст детей, и пока с детьми занимаются профессионалы, мамы могут получить юридическую, психологическую, педагогическую помощь. Кстати, такая помощь зачастую нужна и подросткам, которые переживают за отцов», – говорит Елена Скачкова.
Самые насущные вопросы связаны с кредитами, многим нужна юридическая консультация, помощь педагога, логопеда или психолога. Конечно, многие семьи с маленькими детьми, многодетные ждут материальной поддержки до поступления федеральных выплат – такие вопросы решаются индивидуально в администрации, привлекаются спонсоры.
Но есть и неожиданные для мирного времени просьбы. Так, к соцработникам обратилась женщина на большом сроке беременности и с малышом на руках и попросила помочь с уборкой дома.
«Другая женщина попросила посидеть с детьми, чтобы дать ей возможность навестить мужа в Ленобласти на полигоне. Мы поняли, что сейчас работа с волонтерами перешла на другой уровень, они нужны не для проведения праздников, а именно для помощи с присмотром, уборкой, даже просто поднять-спустить коляску», – рассказывает Елена Скачкова.
РАЗЫСКИВАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Заместитель начальника отдела соцзащиты Московского района Елена Шкурлова отмечает, что администрация района наладила тесное взаимодействие с военкоматом по формированию списков семей мобилизованных.
Чтобы ускорить процесс, соцработники сами ежедневно изучают списки. Но в базе соцзащиты есть только те семьи, которые когда-либо уже получали меры соцподдержки, поэтому информацию можно найти не по всем мобилизованным. Сотрудники отдела сами разыскивают такие семьи и предлагают помощь.
«Мы формируем списки семей с детьми по возрастам и моментально передаем их в отдел образования, так как понимаем, что любая помощь нужна: от освобождения от родительской платы за детсад, бесплатного школьного горячего питания для детей – до помощи пожилым родителям, родителям-инвалидам. Любая семья может прийти к нам и решить все вопросы», – говорит Елена Шкурлова.
