Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как в Петербурге прошел 28-й конкурс «Адмиралтейская игла»

Современный модельер демонстрирует не только стиль, но и заботу о природе

Петербург на время стал столицей моды – в городе состоялся международный фестиваль «Адмиралтейская игла». Фестивалем он стал в этом году, а до этого в течение 27 сезонов был конкурсом. Ареной fashion-баттлов традиционно оказался Университет промышленных технологий и дизайна, а также креативные пространства по всему городу.

Как будто в 90-е вернулись

На конкурс 2022 года было подано 526 заявок, а в Петербурге члены международного жюри собрались вместе, чтобы рассказать, на что им довелось обратить внимание в этот непростой год: с одной стороны – первый постпандемийный, с другой – в год масштабных санкций. Так PR-директор выставки «Интерткань» Вера Иванова заметила, что ее молодые коллеги разлюбили черный цвет (к слову: почти все члены жюри пришли на мероприятие именно в черном), а предпочитают теплые пастельные тона. На втором месте по популярности – яркие цвета, а черный только на третьем. Дизайнер по меху Александр Петров согласился: даже шубы теперь предпочитают светлые. Много обсуждений вызвала цифровая мода (одежда для компьютерных персонажей, которую нельзя пощупать и надеть самому). Одни считают, что это поветрие быстро схлынет, другие – что оно будет активно развиваться и перетянет к себе часть профессионалов.
Коснулись в обсуждениях и ситуации вокруг санкций.

«Мы вдруг вернулись в 90-е годы, – заявил руководитель ГК «Модная сеть» Антон Алфер. – И это не жалоба, наоборот. Это было время открытий, только смотри и занимай свободные ниши. Еще год назад торговые сети были на 80 процентов укомплектованы импортной одеждой, а сейчас будет представлена отечественная. Кстати, надпись «Сделано в России» уж всяко лучше, чем «Сделано в Китае». Представительница «Интерткани» Вера Иванова тут же напомнила, что, например, перчатки российские мастера шьют как никто другой: Россия могла бы стать перчаточной столицей мира. Она только попросила дизайнеров не рваться в масс-маркет, потому что в ценовом сегменте «около 5000 рублей» нам все равно не превзойти турок, так пусть же петербуржцы создают вещи дорогие, но уникальные. А любовь к уникальным вещам надо воспитывать с юности. Так, завкафедрой дизайна костюма СПбГУПТД Ирина Сафронова рассказала, что студентам, которые приходят на занятия в свитшотах, худи и лонгсливах, приходится делать замечания. Эта мешковатая одежда, как бы удобна они ни была и каким бы креативным принтом ни украшалась, не может быть в почтении у студента-дизайнера.

С заботой о среде

Конкурс пополнился новыми номинациями: «Цифровая мода», «Рециклинг», «Апсайклинг» и многое другое. Сейчас все больше пропагандируется осознанное потребление: в Европе борьбу с захламлением планеты считают одной из приоритетных задач. Уже подсчитано, что индустрия моды занимает в мире шестое место по объему мусорных выбросов. Имеется в виду и пластик, из которого делают всевозможные аксессуары (его практически невозможно потом переработать), и вредные красители, и даже транспортные расходы. Вещи производят в Азии, а потребляют в Европе – значит, тратят уйму топлива для доставки. От бензина остается угарный газ…

Поэтому использование переработанных материалов (рециклинг) или простое перешивание одной одежды в другую (апсайклинг) выглядит очень по-современному. Экологи бьют тревогу: молодежь предпочитает покупать разнообразную недолговечную дешевку, 85 процентов которой потом идет в мусорку. Чтобы не утонуть в хламе, надо популяризовать винтажные, старинные вещи и прививать юным потребителям любовь к секонд-хенду, перешивке, перелицовке и т. п. – всему, чем люди раньше занимались от бедности, а теперь должны это освоить ради заботы о планете.

А как у них

Чтобы узнать, что сейчас происходит в мировой столице моды – Милане, организаторы наладили видеосвязь с Любой Поповой, русско-итальянским дизайнером. Дискутировать с ней предстояло известному дизайнеру Сергею Сысоеву.

Почему люди так падки на моду, задалась вопросом Люба Попова. Она привела в пример птичью стаю, которая мгновенно может подняться в воздух и полететь в одном направлении: птицы никогда не смотрят на предводителя, только на своего соседа. Вот и люди так же: им важно выглядеть не хуже, чем сосед. Исключения, конечно, бывают. Покойная Елизавета II не боялась старомодно одеваться, но ей-то, единственной в своем роде, до чужого мнения не было никакого дела. Принц Чарльз, а теперь король Карл III, тоже полвека ходит в сером пальто одного и того же кроя.

«В Европе иконой стиля становятся женщины в годах, – резюмировала Люба Попова. – Это тот самый возраст, в котором женщины осознают, кто они есть, и теперь они не нуждаются в поддержке общей массы, не стремятся нравиться всем без исключения». Бриджит Бардо носила прическу с названием «квашеная капуста» и гордилась этим. Рудольф Нуреев подчеркивал в одежде свои татарские корни. И даже короли панк-музыки сами делают фенечки-аксессуары, чтобы отличаться друг от друга».
Напомним, что и Россия, и Европа сейчас возвращаются в норму после пандемийных испытаний. А они, рассказал Сергей Сысоев, внесла свои коррективы в мир моды. В 2020 году продажи верхней одежды (в смысле: того, что надето выше талии) оказались в два раза выше, чем нижней – юбок и брюк. Так общество отреагировало на тотальный переход общения в формат видеоконференции. С другой стороны, вдруг развил популярность и пижамный стиль: многие, хоть и провели этот год, не снимая домашнего костюма, но все равно хотели выглядеть элегантно. Появились даже домашние тапочки, имитирующие туфли и дающие возможность продемонстрировать свои безупречные ноги хотя бы на экране.