Легендарному Белому залу вернули былую красоту
В Шереметевском дворце, который с XVIII века называют еще Фонтанным домом, после трехлетней реставрации торжественно открыли Белый зал.
Этот парадный зал был задуман архитектором Джакомо Кваренги еще в 1798 году. Именно в нем должны были пройти свадебные торжества графа Николая Шереметева и Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, что вначале была примадонной его крепостного театра, а затем стала графиней.
Однако достроить зал по разным причинам не успели. Сделано это было архитектором Иеронимом Корсини лишь в 1840-х годах.
Требовал реставрации
Белый зал сразу заслужил славу одного из самых изысканных и красивых в Северной столице. Музыканты любили его за удивительные акустические возможности и часто выбирали для своих выступлений.
Здесь проходили балы, театрализованные представления, симфонические собрания, пел хор графа Шереметева, выступал Великорусский оркестр Василия Андреева.
Со временем красота Белого зала потускнела, и он стал нуждаться в восстановлении. Его реставрация заняла три года. Как и при всяком ремонте, начали с потолка и стен.
«Когда реставраторы впервые пришли в этот зал, то увидели осыпающийся штукатурный слой, отколотые фрагменты искусственного мрамора, трещины, в том числе конструктивные. Было очевидно: зал требует реставрации», – рассказала специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Шереметевского дворца – Музея театрального и музыкального искусства Мария Степанова.
Как в оригинале
Очень помогли чудом сохранившиеся фрагменты прежней живописи, литографии второй половины XIX века и фото, позволяющие рассмотреть отделку Белого зала. Например, на одной из фотографий можно увидеть детей графа Шереметева, играющих в этом зале. А на другой – гостей, сидящих за обеденным столом.
«Удалось открыть фрагменты оригинальной живописи, которая была сделана художником Дроллингом в 40-е годы XIX века. Мы ее даже законсервировали, чтобы при следующих реставрациях это все воссоздать», – пояснила специалист.
Былую красоту вернули меандру – геометрическому узору на стенах, который был сильно размыт. Деревянные решетки на стенах, которые при предыдущих реставрациях были покрыты бронзовой краской, сначала осторожно расчистили. А обнаружив под ней оригинальную позолоту, решили оставить и отреставрировать ее, а там, где она была утрачена, нанести новую.
«Сегодня мы сразу увидим, где новая позолота, а где сохраненная старая отреставрированная», – говорит Мария Степанова.
А вот советский паркет, который был положен на исторический, полностью убрали. Но восстановить прежний не получилось, уж больно он был изношен. Даже для того, чтобы показать лишь один участок аутентичного дубового паркета, пришлось использовать два щита-«донора». Сейчас этот фрагмент законсервирован и покрыт стеклом. Остальной паркет воссоздан по оригиналу.
Также восстановлена позолота на рамах зеркал, тех самых, в которых Анне Ахматовой привиделись тени Серебряного века, когда она писала «Поэму без героя». Свое места заняли подсвечники и хрустальная люстра, которую тщательно помыли.
Новый сезон
Сами Шереметевы были удивительно театрально-музыкальной семьей. Поэтому и открытие Белого зала ознаменовали концертом. Новый сезон открыл маэстро Михаил Голиков и Международный симфонический оркестр «Таврический». В концерте также принял участие ансамбль старинной музыки «Новая Голландия» под руководством Павла Андреева. Прозвучали произведения Гретри, Каччини, Баха, Моцарта, Глазунова, Равеля, Артемьева.
Кроме того, гости вечера получили редкую возможность услышать, как звучат шедевры музыкальной коллекции музея. В том числе личный саксгорн императора Александра III, скрипка композитора Михаила Глинки и скрипка композитора Алексея Львова, автора гимна «Боже, царя храни» работы самого Франческо Страдивари.