Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Почему в Петербурге продают плавучий ресторан «Серебряный кит»

Он не может арендовать набережную и трап

Как ранее сообщал «Петербургский дневник», в Северной столице продается плавучий ресторан «Серебряный кит», известный всем жителям Невского района. Впрочем, никто не знает, вкусно ли там кормили и насколько искусным был дизайн, потому что ресторан так и не открылся.

Еда на воде

«Петербургский дневник» заинтересовался судьбой других плавучих ресторанов, многие из которых прописались на набережных. Самые известные из них – фрегат «Благодать» у Троицкого моста, «Летучий голландец» у Мытнинской набережной, «Акварель» с видом на ремонтируемый Биржевой мост. Названия у ресторанов другие, и они часто меняются, а вот «несамоходные плавсредства» стоят непоколебимо.

Про «Кита» в блогах, посвященных судостроению, рассказывалось, что его строительство обошлось в 300 тысяч долларов, что заказчик рассчитывал вернуть эти деньги, пришвартовав судно в Москве (а строили его на нашей Северной верфи), но что-то не задалось, и гигантскую рыбу решили оставить в Северной столице. Сейчас ее выставили на продажу за 35 миллионов рублей (примерно столько же просят за другие, стационарные рестораны).

«Размер дебаркадера 65 метров на 14, практически все новое. Требуется ремонт. Три палубы и трюм», – сообщается в объявлении.

Как известно, сейчас ресторан пришвартован на проспекте Обуховской Обороны у парка культуры и отдыха имени Бабушкина. Там он стоит с 2018 года, хотя построен был гораздо раньше.

«Впервые я увидел его в 2007 году, – рассказал бывший глава Госморречнадзора Максим Капитонов. – Гулял с друзьями по набережной и вдруг заметил, как по Неве плывет что-то ужасное... Буксиры тащили этого кита: как я потом выяснил, они хотели дать ему прописку где-то на Выборгской набережной, но за ночь не управились и оставили в самом центре, у Летнего сада. Но этого было достаточно: посыпались жалобы, и очень скоро городские власти распорядились, чтобы никаких круглогодичных плавучих ресторанов в Петербурге не было. Сезонные, на лето – пожалуйста, да и то после многочисленных согласований. И все».

На тот момент в городе были пришвартованы «Забава», «Флагман», «Европа». Одни уже убрали, с другими предстоит разобраться.

Восьмилетнее противостояние

По словам эксперта, первым плавучим рестораном – еще полвека назад – стал «Кронверк» (его можно увидеть в фильме «Золотая мина»). «Кронверк» сменил корабль «Мин Херц». Потом их пришлось подвинуть, потому что понадобилось место для швартовки пожарных катеров. Был еще «Флагман», который тоже попросили уйти, когда из общежития СПбГУ на Мытнинской набережной решили сделать отель Hilton: ресторан портил вид из окон. Гостиницу так и не построили, а «Флагман» переместился к Троицкому мосту. И наконец, там же, на Кронверкской набережной, работал когда-то плавучий ресторан «Европа». Отзывы об их работе до сих пор можно найти на всевозможных туристических сайтах.

«Флагман» был переименован в «Благодать», «Мин Херц» – в «Забава-бар». «Европа», по слухам, утонула при принудительном перемещении. «Забава-бар» раньше швартовался там же, у Мытнинской (уступив впоследствии место «Летучему голландцу»). Его история показательна: первое предписание о выселении этого бара было выдано еще в 2013 году. За год до этого у корабля истек срок аренды набережной, и продлевать его город не собирался. Владельцам корабля пообещали, что в случае невыполнения предписания судно транспортируют принудительно. Сделать это технически очень сложно: все якобы плавучие корабли на самом стоят на сваях, и нет ничего удивительного в том, что владельцы «Забавы» не спешили исполнять приказ. Мало того: они добились поддержки у прокуратуры, когда власти попытались попросту отрезать корабль от набережной, перепилив трап. Противостояние длилось вплоть до 2021 года: «Забава-бар» то судился, то работал партизанским методом, но в августе прошлого года все-таки снялся со свай и ушел в неизвестном направлении.

«Они все – незаконны»

Так уж сложилось, что на переднем крае борьбы с незаконными «несамоходными плавучими объектами» оказывается бюджетное учреждение «Мостотрест»: в его ведении находятся все городские набережные. Пресс-секретарь организации Владимир Головашов на вопрос обо всех плавучих ресторанах отвечает просто: «Они все незаконны». Договоры аренды истекли – у всех.

«Разместить такой объект столь же сложно, как и построить дом, – отмечает Головашов. – Нужно согласовать не только с нами, но и с Комитетом по природопользованию, и с «Волгобалтом»: не будет ли корабль мешать судоходству? Договориться с «Водоканалом» о работе канализации, с «Теплосетью» – об отоплении. Согласен, в эти объекты было вложено много труда, но это же не повод не выполнять городские предписания. И все прочие корабли-рестораны ждет такая же судьба».

По словам Максима Капитонова, в Петербурге есть только одна организация, способная выполнить принудительную буксировку, – ООО «Балтспецфлот». Это очень дорогая услуга, и непонятно, почему город должен за нее платить, да еще и не проводя реального конкурса (из-за отсутствия конкуренции). Вот и получается, что старые корабли-рестораны остаются на своих местах, а новые неприкаянно стоят у берега без шанса начать работать.

Почему у нас нельзя превращать корабли в рестораны? Чем мы хуже Голландии? Такой вопрос «Петербургский дневник» задал дизайнеру Федору Конькову, но тот, в свою очередь, пояснил, что и в Голландии такого рода бизнес не приветствуется. Жить на воде можно, зарабатывать – нет.

«Главное же: наша береговая линия – это общее достояние, – считает собеседник «Петербургского дневника». – И с визуальным мусором мы умеем бороться лучше, чем другие страны, и надо продолжать в том же духе».

«Серебряного кита» специалист охарактеризовал так: «Вид, конечно, уродливый. В центре ему, конечно, стоять не надо. В области – еще лучше, но не факт, что он бы там окупился».

Депутатские переписки

Корабли, перекрывающие вид на Кронверкский пролив, не слишком раздражают население, потому что дом, который на них «смотрит», сейчас на ремонте. Да и гуляют вокруг в основном туристы. А в Невском районе «Кит» успел приесться. Поступали жалобы даже депутату Государственной думы РФ Михаилу Романову.

«Я отправлял запрос в прокуратуру и получил ответ: договор по аренде набережной расторгли в прошлом году, а договор на водопользование истекает в сентябре этого года. Собственно, как только он истек, объект был сразу выставлен на продажу. Мне кажется странной попытка продать заведение, которое все равно не может открыться, – заявил «Петербургскому дневнику» парламентарий. – А еще мне не известен ни один человек, которому бы оно понравилось».

Отметим, что ответ Генпрокуратуры, поступивший в депутатскую канцелярию год назад, извещал также и о долгах, накопленных владельцем объекта за аренду и водопользование. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга потребовал взыскать порядка 3 миллионов рублей, а «Мостотрест» – 1,3 миллиона задолженности по арендной плате. Понятно, что взять их компании было неоткуда: заведение не работало и прибыли не приносило.

Депутат рассказал, что, помимо всего прочего, владельцев «Кита» обвиняли и в несанкционированном подключении к коммуникациям. 


Пока не истек срок аренды акватории, «Кит» мог спокойно шевелить усами возле набережной. Сейчас договор окончился, и владельцы судна могут вот-вот получить предписание с требованием увести корабль в другое место. Как уже сказано, это весьма дорогая операция.