Как открыть ресторан без большого бюджета
В 2020 году Никита Фомкин, Кирилл Клесов и их третий партнер Никита Степанов задумались над тем, что пора уже открыть свой бизнес. Встал вопрос: какой? Подумали и решили: нужно запускать бар.
«ЗАКОУЛКИ НИЧЕГО НЕ СТОЯТ»
Время тогда было специфическое. Пандемия в самом разгаре, социальная дистанция, ограничения – тут не то что бар открывать, наоборот, закрывать нужно. Но молодых людей это не отпугнуло. Кто-то скажет: «слабоумие и отвага», а кто-то похвалит ребят за веру в свои силы.
Поскольку денег у них было очень мало, молодые люди решили искать принципиально дешевое помещение. Искали долго, но все же нашли. В одном из дворов в Китай-городе была заброшенная пристройка, когда-то служившая гаражом. Пространство небольшое, но для бара – самое то. То, что место находится где-то на задворках, ребят не смутило. Это как раз то, что они хотели. С одной стороны, центр, а с другой – конкурентов рядом нет.
«В Москве все хотят быть на Покровке, Мясницкой и в рамках Садового кольца. Но штука в том, что закоулки ничего не стоят. Но гости вас все равно найдут», – говорит Никита.
МЕБЕЛЬ СО СВАЛОК – ФОН ДЛЯ СЕЛФИ
Начался ремонт. С дизайном интерьеров команда особенно не заморачивалась. К месту пришелся тренд на обшарпанность и изношенность. Помыли стены, положили на пол ковролин – и уже вроде бы неплохо.
Мебель искали на барахолках, «Авито» и чуть ли не на свалках. Но не от нужды, а для концепции. Именно так называемая «мебель с помойки» стала фишкой заведения. Даже советская мозаика, которую можно увидеть в одном из залов бара, подлинная. Ее нашли в одном из заброшенных зданий сталинских времен, затем аккуратно разобрали и перевезли на новое место.
Стулья здесь будто бы из советского коммунального детства, а столами служат обрезки кухонных столешниц, сложенные на деревянные бруски. Есть одно кожаное «директорское» кресло и трюмо. А акценты интерьеру придает зелень в кадках. Получается действительно «сюр» – то ли «прайз», то ли «реализм».
«Каждый сантиметр в заведении должен служить хорошим фоном для селфи. Люди приходят на картинки, а не на еду», – уверен Никита Фомкин.
ВЫЙТИ В ПЛЮС
В итоге ремонт, оборудование и мебель обошлись в 1,3 миллиона рублей. Аренда 80-метрового помещения на старте стоила 150 тысяч рублей в месяц (чуть позже бар расширили за счет соседних помещений и аренда стала дороже).
Проект сам по себе окупился за три недели. В первый месяц компаньонам даже удалось заработать около 700 тысяч рублей. И это круто, ведь далеко не все ресторанные и барные проекты окупаются в первый год. Некоторые и вовсе никогда не окупаются.
Когда запускали «Сюр», парни лично останавливали людей на окрестных улицах и рассказывали, что скоро здесь появится бар. Видимо, многим такой уличный маркетинг запомнился. «Подпольное» заведение произвело фурор в ресторанной тусовке Москвы. Раньше такие хулиганские форматы с берлинским вайбом можно было встретить разве что в Петербурге. Внезапно выяснилось, что москвичам такие места тоже по душе. Сюда шли за атмосферой. А еще за гриль-чизами и даже устрицами.
ПОШЛИ ДАЛЬШЕ
Спустя год, в мае 2021 года, троица обнаружила еще одно необычное 200-метровое помещение с внутренним двором на Таганке. О нем забыл даже владелец недвижимости. Так появился винный бар «Интеллигенция», где за аренду приходится платить 250 тысяч рублей в месяц.
Далее арендные ставки по двум новым проектам только падали. Например, бар «Ясно» открыли по соседству с «Сюром», а крышу, которая была популярна летом, получили в подарок от арендодателя. В месяц за пристройку в 93 квадратных метра с балконом ребята платят 70 тысяч рублей.
У Никиты Фомкина есть еще один проект – секретный. Паста-бар «Аренда» он открыл вместе с режиссером сериала «Чики» Эдуардом Оганесяном в старинном особняке, который нужно еще потрудиться найти. Название, наверное, обусловлено смехотворной ценой. За 37 «квадратов» арендаторы платят 37 тысяч рублей.
И в каждом из этих мест есть гости.
В чем феномен? В лояльном отношении к гостю и в атмосфере, где человек чувствует себя своим. А еще – частью большой группы. Это, судя по рассказу Фомкина и Клесова, удалось во всех четырех заведениях. Иногда доходило до того, что гости помогали с поиском мебели для будущих заведений, например, винного бара «Интеллигенция». Максимальная открытость, атмосфера и претензия на создание сообщества – вот три кита, на которых молодые люди смогли открыть свои заведения. Этим принципам они не собираются изменять и дальше.