Космонавт Сергей Авдеев: «Космос – это огромное количество прикладных технологий»
В Петербургском планетарии проходит Неделя космоса. Там проводят встречи с космонавтами, учёными, викторины и презентации книг. Один из почетных гостей – Сергей Авдееев, летчик-космонавт, проведший на орбите за три полета в общей сложности 747 суток, 14 часов и 16 минут.
– Что на данный момент нам, обычным людям, может дать космическая отрасль?
– В первую очередь огромное количество прикладных технологий, которыми сегодня пользуется каждый, было создано именно в космической отрасли. То, о чем знают все, – это связь. Благодаря спутникам, первый из которых 65 лет назад запустили в СССР, сегодня мы можем мгновенно связаться с любой точкой мира.
Или, например, лазерный радар – технология, которая получает информацию об удаленности объектов с точностью до миллиметра. Сейчас она используется во всем навигационном оборудовании, и в том числе в смартфонах.
Также прототипы всей современной фотографической оптики родились именно при исследовании космоса. Чтобы улучшить качество изображения и уменьшить размеры камер для межпланетных миссий, придумали новую технологию фотоматрицы, которая активно используется сегодня.
– Какое самое новое фундаментальное достижение при исследовании космоса?
– Важно обозначить разделение на инженерно-прикладные и научные исследования. В первом сегменте стоит, конечно, выделить запуск спутника. Это действительно изменило все, как в космосе, так и на Земле. После уже запустили человека, и на данный момент постоянное нахождение людей на орбите воспринимается большинством абсолютно естественно.
Также нужно отметить станцию «Мир». Существование на орбите в течение 15 лет обитаемой станции – это очень серьезное достижение. По результатам работы на ней выпустили отчет, в котором выделили 15 открытий и технических достижений, в том числе как раз фундаментальных.
– А в контексте именно вашего опыта?
– В первый и второй полеты мы вместе с французами занимались исследованиями различных свойств жидкости. Получили серьезные и важные результаты, которые дали возможность продолжить исследования на более современном оборудовании.
В итоге получилось несколько открытий. Их анализ еще не закончен, на данный момент ученые проводят работу, чтобы сформулировать их пользу и в инженерно-прикладном и научном сегменте.
– Вы совершили десять выходов в открытый космос. Можете описать ощущения?
– Это довольно сложно. Это совершенно отдельный этап космического полета, который принципиально отличается от остальных. Очень странно ощущать, что от безвоздушного пространства тебя отделяет тонкая оболочка, немногим плотнее обычного костюма. Также необычно понимание, что под ногами на много километров буквально ничего нет, только далеко-далеко виднеется один из материков.
Эта самая опасная работа, которая может быть во время космического полета. Раньше при подготовке еще на Земле нужно было много раз отрабатывать выход либо под водой, либо в реальной невесомости в падающем самолете. Сейчас все стало немного проще, но, конечно, остается очень опасным.
В целом можно абсолютно точно сказать, что это невероятно эмоционально насыщенный этап, к тому же каждый новый выход кардинально отличается от предыдущего в зависимости от продолжительности работы и сложности задачи.
– Какая самая сложная и интересная задача, которую приходилось выполнять в открытом космосе?
– Был очень волнующий случай. В 1995 году мне вместе с европейским космонавтом немецкого происхождения Томасом Райтером поставили задачу закрепить и активировать специальный прибор, чтобы «поймать» часть хвоста кометы, который, как известно, состоит из газа и пыли.
Прибор очень сложный, французские ученые разрабатывали его более 10 лет – он должен был полностью герметично зафиксировать часть этого вещества без всяких примесей, чтобы максимально точно исследовать его состав. Прибор мы зафиксировали успешно, но в нужный момент он не сработал, не открылся. Моя жена тогда находилась в центре управления полетами и позже рассказывала, что с французами случилась настоящая истерика. Еще бы – 10 лет работы насмарку!
Я присмотрелся к прибору внимательнее и заметил, что он другого цвета, чем когда я его последний раз видел на Земле во время лекций и инструктажа. Оказалось, что кто-то перед полетом покрасил его блестящей краской, и она склеила части открывающего механизма.
У нас был с собой запас самых простых инструментов – молоток, нож, лом, отвертка. С их помощью мы счистили краску и успешно открыли прибор. Даже в космосе против лома нет приема.
– Каких важных достижений нам стоит ждать в космической отрасли в ближайшее время?
– Существует официальный документ – «Стратегия развития комической деятельности». Над ним работало огромное количество ученых и профильных специалистов. Его в два слова не перескажешь.
Но уже сейчас однозначно можно выделить беспилотную космонавтику как приоритетное направление. Оно активно развивается и позволит увеличить расстояние, время космических полетов, и, соответственно, количество важных открытий на единицу времени.