Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Сергей Слонимский: портрет на фоне эпохи

Первого октября в Эрмитажном театре Всемирный клуб петербуржцев проведет вечер, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося композитора Сергея Слонимского. В программе его музыка и премьера фильма «Сергей Слонимский – портрет на фоне эпохи»

Сергей Слонимский еще при жизни стал классиком отечественной музыки. Яркий представитель петербургской композиторской школы, он был успешен в самых разных жанрах – от симфоний до вокальных циклов, от музыки для кино и театра до инструментальных ансамблей.

Особенный концерт

Концерт памяти Сергея Слонимского хотели сделать еще два года назад – помешала пандемия. Зато на нынешнем вечере, подготовленном в содружестве с Эрмитажем и Всемирным клубом петербуржцев, членом которого был мастер, представят практически неизвестные сочинения композитора.

«Этот концерт обещает стать настоящим событием. Ведь в его программе будут звучать произведения, которые в этом веке не исполнялись практически ни разу. В определенном смысле их можно назвать визитной карточкой творческого облика Сергея Михайловича», – рассказала его вдова доктор педагогических наук, профессор Института культуры Раиса Слонимская.

По словам генерального директора Международного центра имени Сергея Слонимского композитора Ивана Александрова, программа составлена таким образом, чтобы отразить все грани творчества мастера, разнообразие его стилей и жанров.

«Концерт начнется с приветственного канта Всемирному клубу петербуржцев. Прозвучит и баллада «На смерть Жукова». Она написана на стихи Иосифа Бродского, с которым композитор был очень дружен. А кульминацией вечера станет исполнение «Концерта для гобоя» с камерным оркестром. Он прозвучит как голос самого маэстро, ведь гобой был его любимым инструментом», – сообщил он.

Иван Александров подчеркнул, что, создавая музыку, Сергей Михайлович всегда погружался в стилистику эпохи. «Когда он писал на античные сюжеты, создавалось впечатление, что действительно слушаешь музыку того времени. А шотландцы даже признали его оперу «Мария Стюарт» национальной, – настолько он погрузился в ту стихию», – рассказал Иван Александров.

Легенда консерватории

А как боготворили его в консерватории! «Слонимский – это наша легенда. Я всегда с большим теплом вспоминаю встречи с Сергеем Михайловичем, который обожал музыкантов и во всем стремился им помочь», – говорит ректор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Алексей Васильев.

Заслуженная артистка России профессор консерватории Ирина Шарапова подчеркивает, что Сергей Слонимский сумел сказать в музыке новое слово. «Овладев всеми техниками XX века, он нашел свое собственное лицо, свою собственную систему высказывания, которая напрямую связана с его жизненной и философской системой. Он воздвиг 34 симфонии, которые я бы назвала симфоническим дневником нашей эпохи. Кроме того, он потрясающе чувствовал мелодическую природу музыки. Поэтому его вокальные произведения пользуются таким невероятным успехом», – отметила профессор.

А сколько замечательных музыкантов он воспитал! Не все знают, что Слонимский был действительным членом Российской академии образования. И сумел так много вложить в своих учеников, что многие из них стали настоящими звездами.

«Слонимский – в полном смысле слова русский композитор. И не только потому, что он изучал и активно использовал все слои русского фольклора в своей собственной музыке. Анализируя «Хованщину» Мусоргского и «Китеж» Римского-Корсакова, «Свадебку» Стравинского и «Детский альбом» Чайковского, он подчёркивал поэтику крайних состояний, предельность как максиму русского человека, стремление к недостижимому, трансцендентному, Иному. Он и сам был таким», – говорит одна из его любимых учениц композитор Настасья Хрущева.

А сам Слонимский не раз признавался, что колорит многих своих сочинений он черпал из русского фольклора и национальной культуры. И на вопрос, не думал ли он когда-нибудь уехать на Запад, неизменно отвечал: «Нет, потому что я русский музыкант, я сердцем люблю свою страну».

Открытый и скромный

Коллеги Сергея Слонимского отмечают: он был потрясающим мастером своего дела, композитором-виртуозом.

Музыканты из Камерного оркестра консерватории под управлением Дмитрия Савенкова признаются: играть его музыку, какой бы сложной она ни казалась, очень комфортно, потому что композитор никогда не забывал об исполнителях.

«Наши юные музыканты участвуют в этом концерте с большим энтузиазмом. И в то же время с особым трепетом и ответственностью», – подчеркивает Алексей Васильев.

При этом сам Слонимский оставался очень скромным человеком, настоящим интеллигентом.

«Сергей Михайлович, который был скромнейшим человеком, поражал меня своей эрудицией и редкой открытостью», – вспоминает писатель и журналист Олег Сердобольский.

«Когда весной 1987 года Слонимскому было присвоено звание народного артиста РСФСР, я позвонил ему. «Ну замечательно, – сказал композитор. – Теперь, надеюсь, легче будет разговаривать в ЖЭКе насчет прорыва трубы», – пошутил он.

Слонимский вообще был очень остроумным человеком и прекрасным рассказчиком. Многие из его баек стали настоящим музыкантским фольклором.

«Сергей Михайлович никогда внешне не допускал никаких проявлений своей истинной ценности для российской музыкальной культуры. Всегда был одет очень скромно, никогда громко не разговаривал. И, знаете, с его мнением всегда все считались», – вспоминает Алексей Васильев.

Приношение композитору

Будет на вечере памяти композитора и премьера. Его ученик Виктор Высоцкий представит документальный фильм «Сергей Слонимский – портрет на фоне эпохи», созданный по инициативе Филармонического общества.

«Я много лет лично знал Сергея Михайловича, у меня были собственные воспоминания, я не раз делал с ним интервью и различные программы. Поэтому я позволил себе в фильме говорить от первого лица», – объясняет свой замысел автор сценария и режиссер ленты.

Он подчеркивает: это первый фильм, где количество интервью с композитором сведено к минимуму. А сама лента построена на разговорах с людьми, хорошо его знавшими.

В фильме прозвучат рассказы его друга, писателя Якова Гордина, искусствоведа из Эрмитажа Татьяны Араповой, старейшего музыкального критика Иосифа Райскина и, конечно, Раисы Слонимской.

«Мы с Сергеем Михайловичем прожили почти 50 лет, это большой срок. Он был удивительным человеком. С ним всегда было интересно, несмотря на те невзгоды, которые нам преподносила судьба. Мы все время были вместе. У нас было взаимопонимание с самого начала, и оно осталось до конца его жизни», – признается вдова композитора.

Впервые в фильме будут процитированы записи из личного дневника композитора, который он вел всю свою жизнь. Будет много хроники, воссоздающей атмосферу города 60-х годов и напоминающей о принадлежности композитора к «шестидесятникам».

«Фильм построен по принципу осознания его роли и творчества в русской культуре. Его места по отношению к современности. Поэтому у ленты есть подзаголовок: «В поисках настоящего времени». Это фильм-приношение Сергею Слонимскому» – подчеркивает Виктор Высоцкий.

СПРАВКА

Сергей Слонимский – народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий. Автор 34 симфоний, восьми опер, трёх балетов, камерной и вокальной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам.