Российский джаз, который берет за душу: в Петербурге отметят его столетие гала-концертом
В нашем городе центральным событием празднования векового юбилея российского джаза станет гала-концерт, в котором примут участие Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр, Лариса Долина и Даниил Крамер, Fantine и Вадим Эйленкриг.
Не менее сильным будет и петербургское представительство. В этот вечер на сцену выйдут мэтры петербургского джаза – Давид Голощекин и Андрей Кондаков. Компанию им составят молодые музыканты, чьи имена еще предстоит запомнить всем почитателям этого жанра.
100 лет истории
Отсчет истории российского джаза ведется с 1922 года. Признанный эксперт в этой области, автор книг и энциклопедии, посвященной джазу, Владимир Фейертаг рассказывает: «Первого октября 1922 года в Москве появилась афиша, на которой можно было увидеть никому не известное раньше слово «джаз». Именно тогда состоялся первый джазовый концерт оркестра Валентина Парнаха, который вернулся из-за границы с надеждой показать России, что такое джаз».
По словам историка музыки, состав оркестра был необычный, как и само слово «джаз-бэнд».
«Никто не мог точно сказать, какая это была музыка, но все помнят, что это был первый джазовый концерт», – объясняет Владимир Фейертаг.
«Что касается праздника – это очень здорово. Получается, что Валентин Парнах подарил нам эту дату. А вот в Петербурге джаз впервые прозвучал в 1926 году, так что мы можем отметить здесь столетие еще раз через четыре года», – уточняет композитор и пианист Андрей Кондаков.
Итог столетия
Организатором концерта третьего октября стал один из самых ярких джазистов страны, народный артист России Игорь Бутман, который в своем начинании получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.
«Благодаря авторитету и энергии Игоря Бутмана, пониманию со стороны руководителей культуры важности события, юбилей стал возможным. Все поняли, что это очень важная дата, что мы этим празднованием подводим итог столетия. Что в нашем российском джазе есть немало блистательных исполнителей», – считает народный артист России, художественный руководитель Филармонии джазовой музыки Давид Голощекин.
После того как концерт пройдет в Петербурге, его участники отправятся в большое турне по городам России. Их путь пройдет от Южно-Сахалинска до Сочи, от Калининграда до Новосибирска. Всего лучшие джазовые музыканты страны дадут концерты в 15 городах нашей страны.
Сам же Игорь Бутман уверен: секрет популярности джаза в том, что он дает возможность музыкантам не просто общаться и радовать своими выступлениями публику, а играть и импровизировать так, чтобы брать за душу.
Мнения
Андрей Кондаков, композитор и пианист:
Игоря Бутмана смело можно назвать знаменосцем джаза в нашей стране. У него есть имя не только среди любителей этого жанра. Он немножко вырвался за его рамки и стал популярным артистом.
Игорь стремится к тому, чтобы джаз не был таким скучным, чтобы он не стал достоянием лишь профессиональных слушателей. Он старается, чтобы его программы были доступными для максимально широкой аудитории. Поэтому, например, он привносит в свои выступления элемент эстрады. Таким образом, он отталкивается от тех лучших образцов нашего джаза, начиная с Леонида Утесова и Олега Лундстрема, которые реально популяризировали этот жанр.
Давид Голощекин, художественный руководитель Филармонии джазовой музыки, народный артист РСФСР:
На петербургском концерте выступят самые знаковые музыканты российского джаза. Что касается моего коллектива, то он будет центровым в этой программе, поскольку все происходит в нашем городе. На сцену выйдут мои замечательные музыканты и наш вокалист Юлия Касьян – одна из лучших джазовых вокалисток в современном джазе. В юбилейной программе будет звучать самая разная музыка. Это и джазовая классика, и наши собственные композиции.
На самом деле я считаю, что не так уж важно, что мы будем играть. Ведь джаз – это интернациональное искусство, это импровизация.
Владимир Фейертаг, музыковед, специалист в области джаза:
Джаз в нашей жизни присутствует уже 100 лет. Его история была очень неровной, потому что менялись политические взгляды, менялось отношение критиков к этой музыке. Но джаз выжил, и сегодня он распространен во всем мире. Более того, я думаю, что он, как и вся остальная музыка, стал некой скрепой для всех народов.
Сегодня джаз звучит во всем мире. И наши музыканты играют его не хуже, чем европейские. Они делают это на очень высоком профессиональном уровне. Пишут авторскую музыку, используют русские музыкальные идеи и темы, которые приносят большой успех за границей.