Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Какими должны быть новые учебники по истории

Ответ на этот актуальнейший вопрос ищут участники международной конференции, которая открылась в Санкт-Петербургском институте истории РАН

Среди них гости их Сербии, Болгарии, Турции, Танзании, Ирана, ЮАР, Центральной Африканской Республики, Алжира, Индии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Армении, Китая, Беларуси.

Между прошлым и будущим

Причем среди собравшихся нет так называемых кабинетных теоретиков – только специалисты-практики: профессиональные историки, имеющие солидный опыт преподавательской работы и создания учебных пособий. Примечательно и то, что это мероприятие является своеобразным и логичным продолжением международного конгресса учителей, который весьма успешно прошел в Москве в прошлом году.

«Во всем столь стремительно меняющемся мире сейчас одни и те же проблемы, связанные с образованием в школах, – отметил академик РАН, сопредседатель Российского исторического общества Александр Чубарьян. – И в частности, везде наблюдается неудовлетворенность тем, что выпускники школ не слишком хорошо знают историю. Так что нам есть о чем поговорить и чем поделиться».

Может, конечно, возникнуть вопрос: чем же обусловлен выбор участников именно из уже перечисленных стран? Прежде всего тем, что Европейская ассоциация преподавателей истории, которая принимала активное участие в прошлогоднем подобном мероприятии, по политическим соображениям на этот раз вынуждена остаться в стороне. Символично, что на конференции в ходе одного из докладов прозвучала мысль, что в российских учебниках при рассказе о мировой истории пора бы уже отходить от европоцентризма и делать необходимые (и вполне справедливые) акценты на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Кстати, как признали все участники конференции, одной из важных проблем при составлении учебников является степень отражения в них политической конъюнктуры. Потому что практически каждый из присутствующих мог поделиться схожими многолетними наблюдениями.

«Когда Турция решила стать Европой, у нас стали активно внедрять модернистский стандарт преподавания истории, при котором был сделан упор на глобализм в ущерб национальной памяти, – отметила историк из Стамбула Дуйгу Ускуплю. – И лишь после попытки военного переворота в 2016 году стала появляться критика сложившейся системы образования».

Поэтому, хотя нельзя отрицать руководящую роль государства в работе над составлением учебников, но решающее слово должно оставаться за специалистами, считают участники конференции.

«В основе учебного материала по истории всегда должны находиться результаты фундаментальных исследований, а не политические предпочтения, – подчеркнул профессор и автор учебных пособий Александр Данилов. – Иначе страна будет лишена прошлого, а значит, и будущего».

Про зубрежку и Петра

Весьма символичным является и то, что сама конференция с многозначительным, кстати, названием «Учебник истории для будущего. Новый взгляд» проходит именно в Петербурге – городе, основанном царем-преобразователем, указом которого в России впервые вводилось и преподавание истории. Правда, не национальной, а общемировой – с сотворения мира до царствования византийского императора Константина I.

Историю же непосредственно России начали преподавать лишь при Екатерине II благодаря усилиям выдающегося ученого Михаила Ломоносова. И с тех пор (за исключением «турбулентных» периодов в начале и конце ХХ века) при составлении российских учебников по истории пытались соблюдать определенный баланс в рассказах «про них» и «про нас».

«Эту традицию необходимо сохранять, – отметил Александр Чубарьян. – Россию в этом плане вообще можно считать уникальным явлением. Ведь у нас мировую историю полномасштабно школьники начинают изучать с пятого класса, а отечественную – с шестого. Тогда как во многих других странах такого не наблюдается».

Есть, правда, одна, так сказать, сопутствующая проблема: учебник истории сегодня зачастую проигрывает своим конкурентам в виде Интернета. Причем «сетевые» сведения очень часто противоречат тому, что излагается на печатных страницах. Один из выходов, по мнению Чубарьяна, – сделать учебник своего рода навигатором по необходимым для изучения темам (они, кстати, определены специальным указам президента России).

«Мне кажется, нужно давать разные, но профессионально составленные оценки событий, чтобы учащиеся могли вырабатывать навык анализа информации, – считает академик. – К тому же сегодня все больше и больше появляется новых различных теорий. К примеру, я не уверен, что современные учебники истории отражают все точки зрения на происхождение человека. Это же относится к влиянию революций и империй на мировую историю».

При этом классическую систему изложения, основанную на длинных перечнях обязательных для заучивания дат, вряд ли уже можно считать актуальной. Особенно для учеников младших классов.

«Ведь запоминается и оценивается только то, c чем связаны какие-то ассоциации и образы, – объясняет доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского ИИ РАН Варвара Вовина. – Считаю, что при рассказе о нашем прошлом нужно делать акцент на повседневной жизни: как люди себя вели, как одевались, как думали. Задача – показать, что люди прошлого обладали иным сознанием, смотрели на вещи иначе, чем мы. Такой подход, кстати, еще и очень важен для воспитания толерантности к другим культурам».

И это далеко еще не все вопросы, на которые авторам новых учебников еще только предстоит дать четкий ответ. И вполне возможно, что проведение подобных конференций станет своего рода традицией.

На заметку

Конференция организована Институтом всеобщей истории РАН, Российским историческим обществом, Петербургским институтом истории РАН, Институтом перспективных исторических исследований и всероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей истории и обществознания» при поддержке Российского фонда мира.

Закрыть