«Мы не байкеры, мы – русские мотоциклисты»: Алексей Ратник о «Ночных волках» в Петербурге
– Алексей, какие у вас обязанности в городском отделении «Ночных волков»? Много работы?
– В нашу сферу ответственности входит не только Петербург, но и некоторые отделения Северо-Западного региона, например Мурманск и Карелия. Я президент петербургского отделения, а вот лидером всероссийского и международного мотоклуба «Ночные волки» является Александр «Хирург» Залдастанов. И вот ему, наверное, бывает нелегко, ведь наши отделения расположены по всей России и есть во многих зарубежных странах – в Сербии, Германии, Словакии, Болгарии, даже на Филиппинах… Самое далекое, но достаточно мощное работает в Австралии.
Возглавлять такую махину – тяжелый труд. Особенно сейчас, когда международная обстановка напряженная. «Хирург» переживает за каждого, старается помочь, тащит на своих плечах огромную общественную деятельность, бьется на всех фронтах. Он сейчас под персональными санкциями, как и все мы. Их ввели, кстати, еще в 2014 году, когда «Ночные волки» приняли самое живое участие в событиях «русской весны» в Крыму и в Донбассе.
– Кстати, за что члены мотоклуба в Европе подверглись арестам и обыскам?
– Это тяжелый вопрос с долгой историей. Много лет наши в Европе подвергались всевозможным гонениям. Как вы понимаете, европейцы, которые приходят в русский мотоклуб «Ночные волки», – это люди, которые разделяют наши ценности: сохранение исторической памяти, традиционные семьи, любовь к Родине.
Каждый год европейские мотоциклисты присоединяются к мотопробегу «Дороги Победы», который организует наше отделение с одноименным названием. Этот пробег начинается во многих точках России и Европы, но заканчивается всегда в одном месте и в одно время – 9 мая в Трептов-парке Берлина у монумента «Воин-освободитель».
И вот с 2014 года наши европейские соседи начали чинить препятствия: на польской границе, например, проводили многочасовой досмотр и никуда не пускали. То же самое происходило и на остальных пограничных пунктах… Конечно, эта акция раздражала европейских «партнеров», которых трясет при одном упоминании о подвиге советского народа по освобождению Европы от коричневой чумы. Они уже давно придираются к нашим, но в 2022 году это действительно приняло какие-то чудовищные масштабы.
– Сколько человек состоит в региональном отделении?
– Отделение в Петербурге очень большое, также у нас очень много мотоциклистов, которые не вступают в клуб, но поддерживают наше патриотическое движение, – это «Русские мотоциклисты». Мы настаиваем именно на этом обозначении. Мы не байкеры, мы – русские мотоциклисты.
– В ваших рядах только мужчины? Или женщины тоже есть?
– Наш мотоклуб – это большая семья, недаром мы обращаемся друг к другу «брат». Мы приверженцы старых традиций, поэтому в ряды «Ночных волков» может вступить только мужчина. Однако если кто-то из мотоциклисток хочет быть рядом с нами, то есть женский мотоклуб «Ночные Валькирии», это наши сестрички, мы с ними идем рука об руку. Это надежное плечо, тыл, мы вместе организуем все наши мероприятия, это тоже всероссийский мотоклуб.
Наш байк-центр «Гагарин» находится на проспекте Елизарова, 45, и в нем располагаются петербургские отделения и «Ночных волков», и «Ночных Валькирий». Также с нами наши друзья – мотоклуб «Купчино. Юг. Motolife RC».
Члены нашего отделения – действительно мои братья, мы много лет вместе. Много, конечно, и новых мотоциклистов приходят, но основной состав – друзья с двадцатилетним стажем. Вице-президент отделения Илья Че, дорожный капитан Антон Скрипач, Дима Дерег… Мы уже одно целое, у нас коллективный мозг, если можно так сказать.
– Есть мнение, что мотоцикл – слишком опасный вид транспорта. Что можете ответить?
– Конечно, мотоцикл – это транспортное средство повышенной опасности. От аварий никто не застрахован, но минимизировать риски может любой мотоциклист. Я не понимаю спортивные мотоциклы в городе. Это, наверное, классно где-то на трассе, но гонять по городу – это самоубийство! Человеческий мозг просто не успевает подать сигнал телу, чтобы совершить маневр, если ты летишь на скорости 140.
Но каждый себе выбирает то, что ему по духу. Например, я не люблю гонять, я аккуратный водитель. Я проповедую соблюдение ПДД и призываю всех наших поступать так же! У меня самый крупный мотоцикл в харлеевской линейке, стоят прямотоки, чтобы водители автомобилей даже по звуку понимали, что едет мотоциклист.
– Расскажете чуть подробнее? Что это за модель?
– Harley Davidson Electra Glide. Это такой большой громкий мотоцикл, удобный для путешествий. На нем я проехал полстраны, он немолодой, 2004 года выпуска, но, по сути, он сейчас новый, так как в нем я поменял практически все. Это ведь перманентный процесс – мы все время что-то меняем, улучшаем, довешиваем, работаем с электрикой, музыкой, светом фар… Это наша любовь, конечно.
Что касается раритетных мотоциклов, то наше отделение собирает линейку трехколесной техники советского производства: у нас есть и «Уралы», и «Днепры», мы привозим их со всей страны и восстанавливаем.
– Как прошло ваше мотолето? Много ли регионов удалось объехать?
– Очень много! Этим летом мы совершили масштабные мотопробеги: Мурманск, Карелия, Дагестан, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Набережные Челны, Уфа, Челябинск, Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск…
Состоялась и самая любимая поездка – в Крым. В Севастополе каждый год проходит известное на весь мир байк-шоу мотоклуба «Ночные волки», режиссером, постановщиком и автором которого является Саша «Хирург». В Петербурге был закрыт мотосезон: мотоциклисты собрались на Дворцовой площади на фестивале, посвященном Всероссийскому дню туризма.
– Значит ли это, что до следующей весны никаких мероприятий не планируется?
– Планируется. Этой осенью мы решили немного изменить формат: в связи с открытием концертного зала в нашем байк-центре мы решили сделать встречу-концерт без мотопарада. Первого октября приглашаем всех в «Гагарин», подробности в нашей группе «ВКонтакте». Будет проведена выставка «Война в лицах», выступит группа «Декабрь», пообщаемся, нам есть что обсудить сейчас, во время всех стремительных событий.
При этом мы не закрываем мотосезон, просто летний переходит в зимний. У нас много зимних мероприятий, например мотопробег по Дороге жизни, посвященный памяти водителей, которые под обстрелами спасали блокадный город, и всем жителям Ленинграда и Ленобласти, которые совершили великий подвиг.
Зимние пробеги мы совершаем на трехколесных мотоциклах. А весной мы проведем уже традиционный мотопарад «Zа Победу», посвященный 9 Мая и нашим прошлым и нынешним героям. Двинемся колонной с Дворцовой площади по Невскому проспекту под всеми важными для нашей Родины флагами.
«Ночные волки» существуют с 1989 года и стали первым официальным мотоклубом в СССР. Клуб проводит ежегодные байк-шоу и байк-фестивали, привлекая к выступлениям рок-группы. По разным данным, в «Ночных волках» состоят около пяти тысяч человек.