script async src="https://widget.sparrow.ru/js/embed.js">
Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«В классе не прятаться, а противостоять»: эксперты – о методах отпора вооруженным преступникам

История с ижевским стрелком должна стать пусковым механизмом для введения специализированных уроков для учеников и обучения педагогов
Фото: pixabay.com

Исключить полностью трагедии аналогичные той, что произошла накануне в Ижевске, невозможно, но снизить риски реально. Таким мнением поделился с «Петербургским дневником» психолог, автор и разработчик курса обучения и управления конфликтами для сотрудников частных охранных предприятий Павел Озеров.

«Все зависит от обученности, грамотности и личных качеств охранника. Если человека правильно подготовить, он успеет за 15-30 секунд нажать тревожную кнопку, закричать или включить сирену, сработает как муравей-солдат, который гибнет, но защищает. Для этого нужны грамотно выстроенная система обучения и знание технологии профайлинга: кто обычно является террористом, как выглядит преступник, откуда может появиться и как подготовиться к нападению. Параллельно нужно проводить инструктаж учителей с привлечением частных охранных предприятий или Росгвардии», – считает эксперт.

По словам экс-председателя общероссийской общественной организации «Право на оружие» Игоря Шмелева, помощь в подготовке педагогов и школьников могут оказывать заместители директоров по безопасности и учителя ОБЖ.

«Известно, что учителя в школе Ижевска, услышав выстрелы, заблокировали двери в классах, преступник не смог туда ворваться. Но в большинстве случаев из-за отсутствия обучающих тренингов люди начинают действовать в подобных ситуациях неграмотно: выпрыгивать из окон верхних этажей, например, тем самым увеличивая количество пострадавших. А между тем существует алгоритм действий в таких ситуациях: в первую очередь блокировать двери, а если преступник ворвался в класс, не прятаться от него, а противостоять. Потому что такие люди, как правило, имеют много комплексов и при малейшем сопротивлении убегают или кончают жизнь самоубийством», – заявил специалист.

Трагедия в Ижевске в очередной раз заставила не только пересмотреть систему безопасности в российских школах, но и обратиться к зарубежному опыту.

«В Израиле, который давно конфликтует с арабскими странами, с 1974 года не было ни одного случая вооруженного нападения на школьников, за исключением тех учебных заведений, где запрещено пользоваться оружием по религиозным соображениям. В остальных случаях безопасность в образовательных учреждениях обеспечивают как минимум два вооруженных охранника. Также, по закону страны, любую группу детей, которая организованно выходит из учебного заведения, должны сопровождать сотрудники с оружием, – говорит Шмелев. – Надо понимать одновременно, что охрана – это работа: нужно постоянно перемещаться по зданию, контролировать периметр, входы и выходы. И во всем мире такими вещами занимаются частные охранные структуры».

В недалеком будущем в России должны появиться технические средства контроля и мониторинга, с помощью которых можно будет отслеживать нестандартные формы поведения людей и подавать сигнал об этом. Работа над созданием таких систем ведется полным ходом, рассказал изданию Павел Озеров.

Нападение в ижевской школе произошло в понедельник. Бывший ученик, которому ранее поставили диагноз «шизофрения»,  пришел в образовательное учреждение с оружием и открыл стрельбу. По последним данным, погибли 17 человек, из них 11 учеников.

Закрыть